БЕЛОМОРСКАЯ ШУЯ - СОЛОВКИ 2010

Сплав по р. Беломорская Шуя и экскурсия на Большой Соловецкий остров.

11-19 июня 2010


Паспорт маршрута
Предварительные замечания
Транспорт
Техническое описание маршрута
Обеспечение безопасности
Экскурсия на Соловки
Смета расходов
Выводы
Картографические материалы
Список использованных источников

Участники: Костян Севрюков, Саша Понин, Борис Карпов, Дмитрий Ч., Андрей Сеславин.
Водный опыт 1 - 4кс, средний 2.8. Опыт каякера: 2-3кс.

ФОТОАЛЬБОМ 1 - Сплав по Беломорской Шуе
ФОТОАЛЬБОМ 2 - Экскурсия на Соловки



Паспорт маршрута

Вид туризма: водный
Категория путешествия: короткая 3 к.с.
Район путешествия: Центральная Карелия, Белое море
Административный район: Россия, республика Карелия, Архангельская область
Маршрут путешествия: Москва - Надвоицы - мост. через р. Шуя - пор. Белая Лошадь - пор. Сосновый - пор. Большой Падун - ст. Шуерецкая - Кемь - Рабочеостровск - Большой Соловецкий остров - Рабочеостровск - Кемь - Москва
Время проведения путешествия: 12.06.2010 - 19.06.2010
Тип судна: катамаран двойка "Красное Солнышко" (Костян + Уолли), надувная байдарка "Скаут" (Рафтмастер) (Дима + Боря), каяк Dagger Nomad 8.1 (SESL)
Продолжительность путешествия: 8 дней
Количество ходовых дней: 3
Количество дневок: 3 (экскурсия на Соловки)
Протяженность водной части маршрута: 50 км
Основные препятствия на маршруте: порог Сосновый, порог Московский, порог Пуло, порог Большой Падун, порог Зигзаг
Количество участников путешествия: 5
Руководитель похода: Сеславин Андрей Андреевич

Предварительные замечания


Беломорская Шуя является одним из самых известных тренировочных карельских маршрутов для начинающих каякеров [1]. К моменту данного выезда мой опыт исчерпывался занятиями в гребной яме и бассейне с ноября по апрель, двумя половодными выездами на Рожайку и Большую Сестру, слаломными сборами в Окуловке с 1-8 мая и регулярными занятиями на Сходне. Эта подготовка предполагалась достаточной для выбранного маршрута в случае непаводковой июньской воды. Незначительный опыт остальных участников или же значительный перерыв в их водной биографии позволял ожидать, что река не покажется нам скучной. Также планировалось отработать страховку каяка с берега и воды и устроить тренировочные катания на локальных порогах. Сразу же было принято решение выделить дополнительные 3 дня на экскурсию на Соловки. Тем самым маршрут планировался разнообразным и познавательным.

Транспорт


Мы уезжали в 11.06 на поезде №212АА Москва-Мурманск. Из Москвы он уходит в 01_20, прибытие в Надвоицы - 12.06 в 22_35. Каяк загрузили без проблем - квитанция за негабаритный груз удовлетворила проводницу. Заранее была договоренность о заброске до моста через Шую с Александром Зотиковым (+7-921-457-9499 - email). Сам Александр встретил нас у поезда и мы оперативно погрузились в специально оборудованный Ford Transit. Дорога до моста в основном проходит по федеральной трассе на Мурманск, которая находится в сравнительно неплохом состоянии со следами недавнего ремонта. Ехать до моста около 1.5 часов. В итоге на месте были около полуночи. Заехали на поляну справа от дороги и поставили палатки в лесу. Заброска стоила нам 3000р.
Финишировали мы в Шуерецкой в заливчике напротив барака на ЛБ с надписью Центр Досуга. Ориентир - дом с российским флагом (местная почта). Есть мостки и небольшая полянка у лодочного сарая. Место неважное и в сильной степени заболоченное. До станции 400м в небольшую горку.
Через Шуерецкую в сторону Кеми ходит один пассажирский поезд в день. На него можно легко сесть, поскольку проводники второго от головы вагона охотно сажают за 50р с носа. В нашем случае большое количество вещей и каяк увеличили эту сумму до 1000р за всех. До Кеми ехать 30 минут.
В Кеми без проблем сдали вещи в камеру хранения (с помощью дежурной по вокзалу) и за 300р взяли такси до Рабочеостровска.
Обратно из Кеми мы уезжали 19_06 в 0_55 на поезде Мурманск - Адлер. На сей раз проводник довольно долго ворчал по поводу каяка и изучал квитанцию с особым пристрастием. Тем не менее доехали до Москвы без потерь.
Места аварийного схода с маршрута.
Теоретически можно воспользоваться дорогой на месте старой узкоколейки, которая пересекает Шую в 1км выше устья р. Олонга. Куда именно сейчас выводит эта дорога сказать сложно. Видны свежие следы ее строительства в лице нового моста, бульдозера и прочего техногенного мусора. В Шуерецкой нам сказали, что это дорога к новому каменному карьеру. Также можно сойти с маршрута после порога Б. Падун по тропе вдоль ПБ.

Техническое описание маршрута


Существует достаточно большое количество лоций по Беломорской Шуе. При этом, стоит учитывать, что большинство из этих произведений описывают препятствия на реке в среднюю и малую воду с позиций каркасных байдарок. Мы использовали описание В. Юрина [1] и Бекетова [2], ориентированные на каякеров. Также были взяты классические лоции Шилова и Кириллова, которыми пользовались исключительно для ориентирования, т.к. расположение препятствий и ориентиры указаны там точно.
Далее представим компиляцию описаний [1],[2] с нашими комментариями, которые выделяются курсивом:

П24 Белая Лошадь начинается в основной узкой левой протоке. Осмотр по л/б. Это миниатюрный каньон длиной около 200 м, в котором, однако, есть все, что должно быть в типичном саянском каньоне: входной порог со сливом высотой около 0,8 м, скальные стенки высотой до 2-3 м, крутые повороты с прижимами. Входной слив перегорожен крупным камнем, который по малой воде и делает его непроходимым. В середине каньона стоянка с прекрасным видом на порог. В 1,5 км ниже мост автодороги.
Пока катамаран собирался, каяк и Скаут поднялись к порогу. Каяк занесли по ЛБ под первый слив. Прохождение старховали спасконцом на крутом левом поровороте. На выходе из порога даже в нашу воду очень мелко.

После трехкилометрового плеса следует 50 м перекат П25, затем сильный прямой перекат П26 с обливняком в струе. Под ним справа неплохая стоянка. После короткого П27 3-4 км тихой воды и следующая серия препятствий. П28 - перекат 100 м. П29 - перекат 25 м.
П30 - простой порог на левом повороте с отлогим сливом и большими стоячими валами. Справа под порогом небольшая стоянка.
П31 - сильный перекат со сложной линией движения.
П32 - перекат 50 м.
П33 - одиночный слив 0,3 м.
П34 - перекат 50 м. С этого места по берегам начинается горелый лес и тянется около 15 км - до пор. Сосновый. Берег до самой воды завален мертвыми стволами, меж которых поднялась уже высокая густая березовая поросль. Даже налегке по берегу пройти очень трудно.
Участок очень прост и легко идется с наплыва. Линия движения везде очевидна, а пространства для маневра более, чем достаточно. Признаки горелого леса с воды уже не просматриваются, зато обращает внимание полное отсутствие здесь стоянок даже на перекатах.

Открывается участок "горелого леса" шиверой П35. Длина около 400 м, средняя скорость течения, множество гряд камней поперек реки. После прямого входа правый, затем - левый повороты. Осмотр слева. Проходы плохо запоминаются и плохо читаются с воды. Имеет смысл проходить шиверу в два приема, зачаливаясь на правом повороте в маленькую суводь у левого берега.
Далее после левого поворота начинается полукилометровая шивера П36 Ведьмино Ущелье. Русло в первой, прямой, части уже и течение много сильнее, чем в П35. Сильный навал на валуны в русле. Затем правый и левый повороты, где река широко разливается и проходит через множество каменных гряд. Осмотр справа, выход виден плохо. В середине шиверы на правом берегу есть стоянка. Через 300 м реку пересекает отлогий водоскат, за ним П37 - крутой перекат 50 м на левом повороте. Слева - плохонькая стоянка, не видная с воды. П38-40 - перекаты по 50-100 м.
Затем несложный, но красивый порог П41 Директор. Образован двойным сливом влево с плиты, перегораживающей всю реку. Общий перепад около 1 м. Проход у левого берега. Справа, в случае необходимости, можно организовать стоянку на травянистом склоне.
Этот участок действительно мощнее предыдущего, однако легко идется сходу. Порог Директор очень плохо просматривается с воды. В результате каяк прыгнул через плиту по центру (воды оказалось достаточно), а остальные суда после короткой разведки прошли вдоль левого берега.

Далее 6 км плеса с тремя короткими простенькими перекатами. Встречаются упавшие в реку деревья. Затем остров, а справа короткий перекат П42 с камнем в струе. За ним коротким слабым перекатом начинается километровый каскад порогов Ловушка" (П43-46).
Никаких завалов или заломов на этом участке мы не видели

П43 - порог Слива. Двойной слив меньше 1 м. На заходе мешает струя, вырывающаяся из-за большой плиты справа. Осмотр справа. Сразу за правым поворотом начинается типичная "ловушка для дураков": порог П44 Ремиз. Длина его около 400 м. Проход по берегу для осмотра очень труден а начало порога несложное. После левого и правого поворотов, на очередном - левом, перекат переходит в шиверу с основной струей, идущей под левым берегом. Выход же из Ремиза перекрыт сплошной скальной плитой, проход в которой находится у самого правого берега. Через 50 м начинается несложная шивера П45. В конце ее правый поворот, с которого впереди виден каньон порога П46 Банзай.
Этот каскад препятствий достаточно мощный, но по-прежнему линия движения читается с наплыва. Каяк зачалил остальные суда на ЛБ для осмотра порога Банзай, потому как сразу за ним по лоции следует порог Сосновый.

Длина порога Банзай около 200 м. В нем два отлогих слива, за вторым - мощная косая бочка слева. Струя бьет под пропиленную водой скалу, выступающую в русло с правого берега. Справа есть небольшая стоянка. Через 300 м вправо уходит узкая протока, образуя остров. Между островом и высоким левым берегом стремнина с невысокими стоячими валами. Проходить ее надо слева направо и сразу чалиться к правому берегу у стрелки острова для осмотра П47 Сосновый (на пороге справа отличная большая стоянка).
После быстрой разведки решаем, что Скауту порог лучше занести. Катамаран идет первым, ошибается на заходе и проходит слив кормой. Каяк проходит по центру без проблем и, пока экипаж Скаута завершает обнос, разведывает чалку у Соснового. Сразу же принимается решение закончить на сегодня сплав и вставать лагерем над порогом на отличной стоянке.

П 47 Сосновый - крутопадающая горка с общим перепадом около 3,5 м, заканчивающаяся в озероподобном расширении русла. В среднюю воду линия движения в пороге простая: вниз по струе.
В нашу воду по центру после первого слива 0.5м и вала 0.5м стоит чуть левее центра довольно неприятный вал 1м, который легко может кильнуть каяк. Проход для катамарана очевиден - по черной воде правее центра с уходом на выходе в центр. В левую протоку попасть крайне сложно - мешают камни у ЛБ. Экипаж катамарана без вещей легко прошел порог и встал на страховку каяка. Каякер же на входе зашел в маленькое улово за обливной плитой у ПБ, объехал валы в центре вдоль ПБ, пересек струю и вышел через валы по центру. Скаут порог обнес.

Ниже на реке одиночный водоскат П48 и перекат П49 с камнями в русле. Дальше идет 6 км плес с тремя слабыми перекатами и сильный гул возвещает о приближении к порогу П50 Московский. Для осмотра и возможного обноса приставать слева. Здесь же на высоком берегу есть стоянка. Порог начинается метровым падуном, за ним 500 м шивера с сильно петляющим судовым ходом. Из-за большой ширины реки надежно просмотреть проход на всем протяжении трудно.
Осмотрели только основной слив. Скаут сразу же занесли в улово на ЛБ за сливом. Катамаран прошел слив по центру и зачалился для страховки каяка в означенное улово. Каякер не стал рисковать и прыгнул слив по канализации у ЛБ - воды оказалось достаточно. Шиверу за сливом проходили сходу походной колонной.

Почти сразу за Московским расположена 200 м шивера П51 с правым поворотом и бурным, но чистым выходом. Можно идти без осмотра.
Через 4 км правым поворотом начинается опасный порог
П52 Предбанник. Длина около 500 м, Русло широкое. В первой части порога левый берег обрывается в воду невысокими скалами. На первой половине порога расположены 4 мощных слива до 0.5 м. Основной проход справа, но правый берег очень неудобен для осмотра и организации страховки. По левому берегу идет тропа обноса, в конце которой есть стоянка.
Порог шли сходу. Стоит отметить, что эта мощная шиверы требует уже очень четкого выбора линии движения.

Почти сразу за Предбанником расположен Пуло-порог, один из наиболее интересных на маршруте. Начинается сливом высотой 80 см., который надо удачно миновать и, не мешкая зачалится в правую суводь. Если заплыть на сливе, получится не очень хорошо, унесет в порог.
Правая протока интересна своим слаломным ходом, но там очень мало воды и могут быть заломы.
Левая протока - водопад 2 м. - заканчивается падением на острые каменные зубья, а бассейн под сливом выглядит недостаточно глубоким. Именно поэтому для данного порога, в отличие от всех остальных, рекомендуется обнос при любом уровне воды. На пороге хорошая стоянка. Ниже идет шивера 400 м с двумя крутыми поворотами.
Сплав от "Соснового" до "Пуло-порога", включая прохождение "Московского", занимает около полудня.
Чалка на ЛБ прямо перед входным сливом. Здесь отличная стоянка, на которой мы устроили обед, совместив его с заносом Скаута и вещей за слив в левой протоке. После раздумий, решили основной слив не прыгать. Каякер переправился на остров и осмотрел правую протоку. В нашу мощную воду прохождение ее требует страховки, организация которой потребовала бы значительного времени. Каяк правую протоку не пошел.

Через 3 км П54 Гордеев порог. Это шивера, начинающаяся в сужении после левого поворота. Вход осложнен двумя обливняками. Длина 200 м. Осмотр справа.
Шли сходу. В нашу воду ориентиры порога идентифицировались с трудом.

Затем 8 км плес. Хвойные породы по берегам начинают вытесняться березами, встречаются небольшие травянистые поляны. Вскоре после моста бывшей узкоколейки слева впадает р.Олонга, а километром ниже П55 Большой Падун.
Достаточно утомительный участок, поскольку течение на нем очень слабое. Встретили моторку с рыбаками из Шуерецкой. Они заносят Большой Падун по дороге вдоль ПБ. На пересечении с бывшей узкоколейной дорогой построен новый мост. На ПБ у воды стоит бульдозер и везде видны следы недавнего строительства. Говорят, что дорогу восстановили в связи с открытием нового карьера по добыче камня. После впадния Олонги через 1.2 км чалка на ПБ и установка лагеря над порогом Большой Падун.

Осмотр справа около 300 м. Есть 2 неплохие стоянки. Порог интересный, мощный. Основной слив (2 метра) проходим по центру. Ниже пара бочек и шивера.
Скаут занесли до конца порога до второй стоянки на ПБ. Катамаран основную ступень проходить отказался. Страховать основной слив у ЛБ также очень сложно, поэтому каякер вынужден был также занести основной слив. Старт у ПБ с гранитных плит. Основное препятствие - бочка под ПБ. Пробивается она довольно легко. Сначала прошел катамаран, каяк на всякий случай дополнительно страховали спасконцом с берега.

Через 2 км км плеса порог Щелиный (Зигзаг), который лучше осмотреть, ибо он с наплыва не очень тривиален, и можно в большую воду завариться в не особо промывной бочке. По крайней мере, структура у нее на вид не очень хорошая. Бочку можно пробить, можно резко прыгнуть влево, но классический вариант - обойти ее справа по основной струе. Отмечу, что на выходе из порога, метров через 20 после бочки, существует незаметный камень, на котором киляется 50% лодок.
Экипажи Скаута и катамарана занесли суда по ПБ до улова после основного слива с небольшим котлом. Каяк зашел в порог через залитые кусты по канализации ПБ. Обошел котел, но перевернулся на сбойке в начале мелкой шиверы. К сожалению, с двух попыток встать не удалось и после отстрела каякер заплыл до конца шиверы. Катамаран догнал в улове лодку и весло, а каякер выбрался на берег самостоятельно. Ликвидация последствий киля заняла меньше 3 минут.

Ниже начинается протяженный каскад шивер, преодолеваемых сходу, затем лес отступает в стороны. На реке довольно заметное течение без препятствий.
Шиверы мощные, с достаточно большими валами, но с линия движения легко читается, но маневарировать приходится много. Катание в них доставляет массу удовольствия. Можно потренировать элементы гребного слалома.

Дальше река в голых холмистых берегах течет 2 км до железнодорожного моста и еще 5 км до Шуерецкой.
В черте Шуерецкой есть небольшой мелкий порожек, сразу за которым надо чалиться на ПБ в заливчик за домом с флагом.


>

Обеспечение безопасности


Во время движения и на просмотрах все участники были в касках, спасжилетах и гидрокостюмах. В крайне высокую для середины июня воду сложность определяющих препятствий увеличилась, а поскольку они практически не просматриваются с воды, то требовалась их тщательная разведка с берега. Нами были предварительно просмотрены пороги: Белая Лошадь (ЛБ), Директор (ПБ), Банзай (ЛБ), Сосновый (ПБ), Московский (ЛБ), Пуло (ЛБ), Большой Падун (ПБ), Зигзаг (ПБ).
Всеми участниками были обнесены пороги: основной слив Пуло-порога, основной слив порога Большой Падун.
Участники Севрюков и Понин дополнительно обнесли порог Зигзаг.
Участники Карпов и Дмитрий Ч. дополнительно обнесли пороги: Банзай, Сосновый, Московский, Зигзаг.
Единственный оверкиль(с последующим отстрелом) произошел у каякера в пороге Зигзаг, но был быстро ликвидирован при участии катамарана страховки. Аварий и травм в походе не было.

Экскурсия на Большой Соловецкий остров


План экскурсии на Соловки был продуман заранее. Билеты бронировались заранее в гостинице Причал в Рабочеостровске. Оказавшись в Рабочеостровске 15.06 подзно вечером, мы вынуждены были остановиться в той же гостинице за 700р с носа при условии размещения в двухместных номерах с удобствами на этаже. Теплоход "Василий Косяков" отходит в 8_00. Посадка начинается в 7_30. Время в пути около 2.5 часов. Рейс может быть отменен из-за шторма или тумана.
По прибытии на Большой Соловецкий остров, в условиях холодной погоды, решаем не останавливаться в палаточном лагере, а с договариваемся с некой Людмилой Анатольевной о большой комнате за 600р с носа. Почему-то решили не торговаться. Квартира находится в центре поселка напротив кафе "Кают-компания".
День 1. Сходили на переговорный мыс, видели нерпу. Изучили Соловецкий монастырь и прилегающие к нему постройки.
День 2. Арендовали на лодочной станции лодку (200р/час) и катались по Большому кругу до пристани в озере Большое Красное. Зачалив лодку, ходили в радиалку через Савватьево к Секирной горе. Назад возвращались через Исаково. Тропу нашли благодаря купленной карте 500м. После возвращения на лодочную станцию (всего катались 8 часов), сходили посмотреть Филипповские садки и Ботанический сад.
День 3. Посетили музей ГУЛАГа, Морской музей и Музей Юнг. На о. Большая Муксалма решили не ходить. Отплытие в Кемь в 17_30. Из Рабочеостровска до вокзала добирались рейсовым автобусом.
Описание интересных экскурсионных объектов на Соловках можно найти в огромном количестве различных источников, поэтому не буду перечислять то, что осталось за кадром во время нашего посещения. Организацией экскурсий занимается
Центр Гостеприимства - это информационный центр Соловецкого музея-заповедника.
Во время нашего посещения туристов было еще достаточно мало, может поэтому мы не видели явного контроля за их перемещением со стороны лесников. Но, как нам кажется, вне популярных маршрутов стоять можно практически везде. Во всяком случае следы стоянок встречаются у многих озер Большого круга.
Большой популярностью пользуется аренда велосипедов (120р/ч). С их помощью можно значительно быстрее перемещаться по острову, хотя хорошие дороги встречаются только в районе поселка и до Секирной.

Смета расходов

Поход получился не очень экономичный. Основная масса затрат связана с экскурсией на Соловки. Однако впечатления, которые мы там получили, вкупе с морскими впечатлениями и прекрасной погодой 17-18.06 окупают траты с лихвой. Все расходы производились в рублях.
Статья расходов
Сумма на человека
Билет из Москвы в Беломорск
1270
Билет из Кеми в Москву
1450
Заброска из Надвоиц до моста через Беломорскую Шую
600
Выброска в Кемь
200
Такси в порт
75
Гостиница в Рабочеостровске + Завтрак
700+140=840
Билеты на катер в обе стороны
1050
Жилье на Соловках 2 дня
1200
Аренда лодки
400
Обед в кафе 2 раза
450
Продукты на Соловках
300
Билет в музей Гулага
100
Билет в музей юнг
50
ИТОГО ЗАТРАТ НА ЧЕЛОВЕКА
7985


Выводы и рекомендации

  • Нам удался прекрасно сбалансированный поход с непростой и интересной водной частью. Близкий к паводковому уровень воды в Шуе и холодная погода усложнили маршрут. Пришлось отказаться от катаний на порогах. Зато гнуса было мало и он почти не беспокоил нас. В большую воду пороги стали на порядок интересней, чем в межень и требовали дополнительного внимания и разведки. Хорошие стоянки на реке находятся на основных порогах. Берега, особенно до порога Сосновый, заболочены и подтоплены - стоянок там нет. Поиск дров на этих стоянках также может представлять определенную проблему. Тем не менее, природа здесь очень красива и живописна. К минусам прохождения Беломорской Шуи в июне стоит отнести пожалуй только отсутствие грибов и ягод. В остальном выбранный период проведения похода считаем оптимальным.
  • Заброска на реку тривиальна, а вот выброска в сильной степени завязана на расписание поездов, поэтому рекомендуем разведать его заранее. Также следует заранее продумать перевозку каяков - в вагонах нового образца с перегородкой на третьей полке они не помещаются. Следует также помнить, что багажное отделение работает в Кеми далеко не круглосуточно, а багажные вагоны есть далеко не во всех поездах.
  • В высокую воду сильная каячная группа вполне может пройти маршрут от моста трассы на Мурманск до Шуерецкой за 2 дня и, соответственно, от моста у Кипозера до Шуерецкой за 3. В условиях высокой воды пороги в верховьях могут представлять определенный интерес. Тем не менее, следует уделить время для осмотра определяющих препятствий, поскольку с воды они просматриваются очень плохо. В высокую воду маршрут соответствует указанной категории.
  • Маршрут стоит рассматривать именно как короткий тренировочный. При желании его можно связать с порогами низовьев Олонги, как это сделано в [2].
  • Билеты на теплоход "Василий Косяков" рекомендуем забронировать заранее. В сезон может быть слишком много желающих. План экскурсий на Соловках также следует планировать заранее. Очень рекомендую предварительно хотя бы полистать книжку В.В. Скопина "На Соловецких островах".


Картографические материалы

В походе использовались растровые карты ГШ масштаба 1:50000 и 1:100000 с ресурса MAPSTORE. С помощью утилиты для OziExplorer MAPMerge была склеена растровая карта масштаба 1:50000. На основе перечисленных листов средствами программы GPSMapEdit с дополнениями Михаила Сотина была нарисована векторная схема маршрута по Беломорской Шуе, которая была закачана в формате .img в GPS навигатор Garmin Vista HCx. Ввиду простоты ориентирования, GPS нами использовался только для сохранения важных путевых точек. Для прогулок по Соловкам также была нарисована векторная схема.
Треки и путевые точки

Список использованных источников