на главную -- библиотека -- о сайте

Система Orphus

ОТЧЕТ
о водном походе 3 категории сложности с элементами 4-й
по рекам Черный Черемош, Белый Черемош, Прут

Автор отчета: Сеславин Андрей Андреевич (г. Москва)
mailto:sesljr@mail.ru


Паспорт маршрута
Сведения об участниках
Предварительные замечания
Транспорт
График движения
Описание водной части: Черный Черемош, Белый Черемош, Прут.
Радиальный выход
Меры безопасности при прохождении маршрута
Смета расходов на путешествие.
Выводы и рекомендации
Список используемых источников
Фотографии
Картографические материалы и геоданные
Приложения

Паспорт маршрута


Вид туризма: водный
Категория путешествия: 3 к.с. c элементами 4 к.с.
Район путешествия: Прикарпатье
Административный район: Украина, Ивано-Франковская и Черновицкая области
Маршрут путешествия: Москва - Коломыя - Зеленое - р. Черный Черемош - Верховина - Устерики - Голошина - р. Белый Черемош - Яблоница - Устерики - Верховина - Ворохта - р. Прут - Микуличин - Яремча - Ивано-Франковск - Москва
Время проведения путешествия: 26.04.2008 - 05.04.2008
Тип судна: катамараны (двойка и четверка)
Продолжительность путешествия: 10 дней
Количество ходовых дней: 5
Количество дневок: 1 (радиалка в горы)
Протяженность водной части маршрута: 41+ 24 + 24 = 89 км
Протяженность радиальных выходов: 19 + 2 = 21
Основные препятствия на маршруте: Черный Черемош (порог Гуки), Белый Черемош (пороги Дудки и Воротца), Прут (Водопадный, Прикарпатский).
Количество участников путешествия: 6
Руководитель похода: Сеславин Андрей Игоревич

Сведения об участниках.


Сеславин Андрей Игоревич (г.р.1951) - руководитель, капитан Кат-2
Туристский опыт: Кокса-Катунь (4р, кат), Она (4р кат), Снежная (5у кат), Урсул (4у кат), Катунь (5у кат), Улуг-Баш - Баш-Хем (5у кат), Кара-Холь - Алаш (4р байд), Нюхча-Илекса-Вама-Водла (4р байд), Каргы - Балыктыг-Хем - Каа-Хем (5р байд), Чуя (5у байд), Катунь (5у байд), Ока (5у байд), Ципа (5у байд), Кантегир (5у байд), Алаш - Хемчик - Енисей (4у байд)

Сеславин Андрей Андреевич (г.р.1984) - штурман, летописец матрос Кат-2
Туристский опыт: Кокса-Катунь(4у, кат4), Зеленчук (3у кат4), Она (4у кат2), Чирка-Кемь (3у кат4), Сережа (2у кат4), Мста (2у кат4), Щегринка (2у кат4), Сакмара (2у кат4), Бия (2у кат4), Воньга (2у байд), Шуя Южная (2у кат4)

Севрюков Константин Олегович (г.р.1983) - председатель обеденного комитета, капитан Кат-4
Туристский опыт: Зеленчук (3у кат4), Чирка-Кемь (3у кат4), Сережа (2у кат4), Мста (2у кат4), Щегринка (2у кат4), Сакмара (2у кат4), Бия (2у кат4), Воньга (2у байд), Шуя Южная (2у кат4)

Севрюков Олег Николаевич (г.р.1954) - костровой, матрос Кат-4
Туристский опыт: Сережа (2у кат4), Сакмара (2у кат4), Бия (2у кат4), Воньга (2у байд), Шуя Южная (2у кат4)

Яковлев Павел Владимирович (г.р.1974) - фотограф, матрос Кат-4
Туристский опыт: Сережа (2у кат4)

Кравчук Алексей Юрьевич (г.р.1977) - хронометрист, матрос Кат-4
Туристский опыт: Дубна (б/к)

Предварительные замечания

При выборе маршрута для майского похода выбор сразу пал именно на Карпаты. Данный регион идеален для проведения тренировочных водных походов средней сложности. Достаточно развитая транспортная сеть позволяет снизить время на переезды до минимума. Возможны интересные радиальные выходы.
Связка Черный Черемош - Белый Черемош - Прут позволяла постепенно увеличивать сложность препятствий и подготовить к ним малоквалифицированных участников. Год оказался весьма многоводным, а в совокупности с относительно ранним стартом 27.04 мы застали на всех реках уровень воды, более чем достаточный для комфортного сплава. Стоит отметить, что в малую воду, большая часть верхнего Прута окажется труднопроходима. Могут возникнуть проблемы и на Белом Черемоше.
Поход изначально планировалось закончить 6.05 в Яремче, однако мы опередили планируемый график движения и были на финише 3.05. Выигрыш во времени появился вследствие оптимально организованных переездов между реками (катамараны грузились в кузов в полностью собранном виде), а также вследствие грамотной тактики прохождения препятствий.

Транспорт.

Заброска: Заброска на Черный Черемош осуществлялась из Коломыи, куда мы приехали поездом (Москва-Черновцы, ходит ежедневно, в пути порядка 25 часов). Нам помог некто Степан из Коломыи (+380679440635). У него микроавтобус Mercedes на 8-10 человек. До Зеленого ехали порядка 2 часов, по дороге покупали продукты. Стоило это 120$. Состояние дорог до Верховины очень хорошее. Дальше в сторону Буркута дорога очень плохая, так что ездят по ней неохотно.
Переезды: Переездов было два, оба осуществлялись на грузовиках со стрелки Черемошей. Никакой предварительной договоренности с водителями у нас не было. В сезон на стрелке, особенно во второй половине дня дежурит несколько грузовиков.
Первый раз мы перебрасывались в верховья Белого Черемоша. ГАЗ, в который не сдувая, погрузили оба катамарана мы нашли легко. Заброска на Белый Черемош стоила нам 100$. Дорога находится в крайне плачевном состоянии, особенно после сильного дождя. В пути были порядка 1ч. Высадились на ПБ в 2 км выше порога Дудки.
Закончив сплав по Белому Черемошу, мы зачалились на его ПБ в устье и по подвесному мостику дошли опять до базы грузовиков. Машину до Ворохты также нашли легко, однако, стоит принять во внимание, что это уже другой райн и Верховинские шоферы ездят туда неохотно. До Ворохты дорога прекрасная через Кривопильский перевал. В пути были порядка 1.5 часов. Заплатили 150$.
Водитель: Дуленчук Василь Иванович, с. Устерики, +30674252466, 8-03432 3-47-26. Работает 8 лет с Игорем Архиповым.
Выброска: Финишировали мы на ПБ Прута сразу после порога Довбуша (1.5 км после ж.д. моста с тоннелем). Пешком по ж.д. путям мы дошли за 20 минут сначала до водопада Пробий, после чего по шоссе еще через 20 минут были на вокзале в Яремче (точка Station, 48.448680, 24.552870). Взяли билеты на поезд Рахов - Ивано-Франковск за 4.75 грн/чел. Отправляется он в 18-28, в Ивано-Франковске он будет в 20-45. Большое время в пути обусловлено очень плохим состоянием дороги. В принципе, можно добираться до Ивано-Франковска или Львова на автобусах или такси, которых в Яремче немало.
Места аварийного схода: Маршрут удобен тем, что на всем его протяжении вдоль рек располагаются автодороги, которые сильно упрощают передвижение в регионе. Исключение составляет участок Белого Черемоша в районе порогов Дудки - Воротца, где река течет 5-7км в глубоком и довольно труднодоступном ущелье. Аварийная выброска из других точек маршрута на представляет никакой сложности.
Телефоны водителей и расписание поездов ст. Яремча указаны в Приложениях.

График движения.

table test

Дата
День пути
Участок маршрута
Расстояние
Способ передвижения
26.04-27.04
1,2
Москва - Коломыя - Зеленое

поезд, автомобиль
28.04
3
Зеленое - порог Верхняя Дзембронь
7
сплав
29.04
4
радиалка на гору Ушастый камень
19
пешком
30.04
5
порог Верхняя Дзембронь - с. Устерики - р. Белый Черемош
34, 24
сплав, автомобиль
01.04
6
р. Белый Черемош - с. Устерики - Ворохта - р. Прут
24, 52
сплав, автомобиль
02.05
7
Ворохта - Микуличин
17
сплав
03.05
8
Микуличин - Яремче - ст. Яремче - Ивано-Франковск
7, 2,
сплав, пешком, поезд
05.05-06.05
10
прогулки по Ивано-Франковску

пешком
05.05-06.05
11-12
Ивано-Франковск - Москва

поезд
Hosted by uCoz

Описание водной части.

Используемое описание Черного и Белого Черемоша - результат компиляции нескольких отчетов разных годов. Поскольку все пороги, кроме Верхней Дземброни и кульминации Дудок проходились сходу, могу поделиться лишь собственными субъективными впечатлениями и рекомендациями по прохождению, которые выделяю курсивом.

Черный Черемош.
с. Зеленая - пор. Верхний Гук
Стапель устроили в точке Stapel, 48.057850, 24.759820. До левого притока р. Дзембронь никаких существенных препятствий на протяжении 7 км с места нашего старта нет. Сразу за устьем притока и железобетонным мостом (точка Dzembr Ust, 48.103950, 24.731340) через него начинается порог Верхняя Дзембронь.
Чалка на галечной отмели сразу за притоком на ЛБ, обычно там стоит целая очередь на прохождение порога. Просмотр порога (а сразу и порогов Средняя и Нижняя Дзембронь) по дороге на левом берегу.
Характер порога в нашу воду - мощная шивера с невысокими сливами с подводных камней и небольшие стоячие валы. Двойка проходила вдоль ПБ, с постепенным смещением в центр. В нашу воду был проход и вдоль левого берега, чем воспользовалась четверка. Порог - простой, опытная группа может его проходить сходу, но поскольку он первый на реке, и осмотр его прост, то рекомендую произвести разведку. В конце порога подвесной мост, за которым на ПБ мы устроили лагерь (точка Camp1, 48.107520, 24.728540).

Через 900 метров начинается порог Средняя Дзембронь. Начинается разгонной шиверой с мощными крутыми валами (особенно в левой части). В конце порога остров на правом повороте, в высокую воду можно идти обеими протоками протоками (в низкую - правой). За островом прижим к левому берегу, серия косых валов. Большое удобное улово на правом берегу.

Через 1,1 км порог Нижняя Дзембронь (Белая Лошадь). На крутом правом повороте навал на ряжевую стенку, вдоль стенки высокие (до 1,5 метров) косые валы. На выходе мощная бочка. Проходили по центру, с уходом от бочки вправо. За порогом подвесной мост, далее левый приток Быстрец.
На пороге на ПБ стоял огромный лагерь участников соревнований по ТВТ. Воротца, установленные ими, не опасны. Порог оба катамарана прошли сходу в походном порядке.

Через 1,1 км после притока - порог Гучок. Начинается шиверой с небольшими валами, затем крутой правый поворот, прижим к левому берегу. Камень-постамент, описанный в других отчетах, залит водой. На выходе - мощные косые валы. Чистый проход у правого берега.
За порогом чалка к левому берегу для просмотра порога Верхний Гук (точка Guki, 48.127050, 24.727460 снята в 30 м ниже порога с ЛБ). Дорога перед порогом уходит вверх, реку с неё не видно, просмотр по заросшей тропе вдоль берега. Порог Верхний Гук начинается через 1 км после предыдущего порога, на левом повороте реки, с перепадом высоты около 3 метров на 200-250 метров. На входе сужение реки, слив справа, образованный большими надводными камнями, выход из слива перекрыт зубом. Слева несколько подводных камней поменьше. Далее по центу цепочка валов до 1,5 метров, 2 бочки. Заход по центру, с постепенным смещение влево в месте сужения, затем опяь уход в центр на валы.
Порог прошли сходу ближе к ПБ, смещаясь в центр сходу

пор. Верхняя Дзембронь - с. Красник - г. Верховина - с. Криворивня Река становится более полноводная, но скорость течения остаётся достаточно высокой, до 10 км/ч, много шивер, перекатов. Можно выделить пороги Нижний Гук, расположенный в 300 метрах ниже стоянки, и Криворивня, в 3 км после Верховины.
Порог Нижний Гук начинается шиверой с валами до 1 метра на левом повороте реки. На выходе остров на правом повороте реки, проходимый правой протокой.
Порог Криворивня представляет собой шиверу со сливами с подводных камней, валы до 1 метра, навал на правый берег. Проходиться по центру. Следует уделить внимание увеличившемуся числу низко натянутых над водой металлических тросов и подвесных мостов.
В нашу воду ни одного опасного техногенного препятствия на Черном Черемоше нами замечено не было. В Верховине чалка на ПБ за большим железобетонным мостом. Там неплохой рынок.

Криворивня - с. Устерки До устья Чёрного Черемоша имеются небольшие шиверы, перекаты. Можно выделить порожек за селом Верхний Ясенов, начинающийся высокой скалой правого берега. Надо уделить внимание большому количеству камней и наличию непроходимых проток. Ориентир Устерики - железобетонный мост и за ним устье реки Белый Черемош.
Чалились на пляжик за мостом сразу на ЛБ. На ПБ возле моста дежурят грузовики, которые помогут с переброской. Грузовик легко спускается к пляжу, так что нет смысла переносить вещи к дороге

Резюме по Черному Черемошу. Для катамаранов этот участок реки не сложнее 2 к.с. Препятствия локальны, ориентиры их однозначны, дорога идет вдоль реки все время. Все это делает Черный Черемош самой доступной рекой Карпат.


Белый Черемош.
В верховья Белого Черемоша дорога идет вдоль его ЛБ. Дорога находится в крайне плохом состоянии, особенно после с. Яблоница. Заброска длится около 1 ч. В зависимости от выбора начала старта. Старт у плотины Мариен возможен только в очень высокую воду!!!
Сразу после старта (точка Belyi Ch S, 47.958470, 24.918450) - небольшая шивера, за которой находится деревянный мост, являющийся ориентиром, находящегося на правом повороте каменистого порога Каляла. Порог несложный, проходить по центру. Д
Далее на крутом правом повороте порог Дудки. На входе каменистая шивера, за ней четыре небольших слива с косыми валами. Далее следует "лестница" - каскад из 7 ступеней. Наиболее мощные 1,3,4,7. Высота слива в отдельных ступенях достигает 1.5 м.
Четверка решила обнести три ключевых слива этого порога по ЛБ. Обнос совместили с разведкой этого участка экипажем двойки. Двойка прошла порог легко и сразу влетела без просмотра в порог Воротца.

В 1 км ниже порога Дудки русло Белого Черемоша перегораживает наиболее сложный порог Воротца (точка Vorotca End 47.975690, 24.916920 снята в улове у ПБ в 40м ниже кульминации порога). Осмотр с левого берега. Ориентир - навесной мост с правым поворотом.
Река течет в узком скальном ущелье, поворачивая сначала влево, а затем вправо. Основную сложность представляет "лестница" перед правым поворотом. Каменные гряды наискось перегораживают реку и на участке около 100 м образуют перепад высот в 5 м. В конце весь поток бьет в ряжевую стенку, а затем устремляется к скалам противоположного берега. За последним поворотом каньон кончается, слева и справа появляются дома с.Яблоница.
Воротца значительно сложнее всех вышеописанных порогов. Особоенно в высокую, как у нас воду. Тем не менее, сложность порога не превосходит 3 к.с. Разведка и страховка также организуются довольно легко, что мы и рекомендуем сделать группам без соответствующего опыта.

В с. Яблоница на правом повороте разрушенный железобетонный мост, обнос по правому берегу.
В нашу воду был проход на грани габарита вдоль самого ЛБ с резким уходом в центр от веток упавшего дерева. Прошли без разведки походной колонной.
Через 1 час сплава плотина, слив 1 м. Ориентир - скальный выступ по правому берегу. Проход по центру.
Далее до Устья Рек река не меняет своего характера, но уже можно различить отдельные перекаты, появляются плесы.
В точке Dinner, 48.012240, 24.918870 устроили обед на ПБ. Появляются острова в русле. В самом конце с. Яблоница - завал в правой протоке возле мельницы (точка Zaval, 48.034540, 24.924360). Место - весьма неприятное, т.к. завал находится на повороте после довольно мощной шиверы. Аварийная чалка перед завалом была произведена своевременно. Удалось просигналить и судам параллельных групп. Обнос препятствия - 20м.

Резюме по Белому Черемошу. Река, бесспорно, интересней Черного Черемоша, особенно в высокую воду. Пороги Воротца и Дудки намного эффектней, нежели препятствия Черного Черемоша, однако после них до Устерики ничего содержательного нет. В малую воду - сплав нецелесообразен и превращается в шкуродер. Сложность препятствий, заявленная во многих отчетах существенно завышена. Никаких 4-5 к.с. там нет и быть не может, однако группе с низкой квалификацией, Белый Черемош может преподнести много неприятных сюрпризов.


Прут.
Стартовали мы после Ворохты в 500 м после трамплинов (точка Prut Nachalo, 48.304760, 24.574230). Лоция использовалась из отчета [4]. Описание очень грамотное и подробное, поэтому от себя добавлю только некоторые впечатления от наиболее мощных порогов.
Отсчёт препятствий ведётся с порога "Трехкаскадный". До него плёсовый участок с быстротоком, отдельными камнями. На территории п. Ворохта русло сильно захламлено бытовым мусором, что может привести к прорезанию шкуры. Перед мостом на правом повороте плита через всю реку.
№1 - пор. "Трехкаскадный". На правом берегу лыжные трамплины, ниже деревянный мост, после него левый поворот - начинается шивера. Левый берег бетонированная стенка - далее ж.д. насыпь. На правом невысокая скала. Плохо обработанные водой выходы коренных пород образуют 3-х каскадный слив с крутым зигзагообразным проходом. Длина порога - 50 м: Просмотр с любого берега. В среднюю и большую воду прохождение порога, очевидно, возможно. Вход - по центру, затем смещение сначала влево, потом вправо. На выходе из порога слабая шивера.
№2 - порог "Каменистый". Начинается после небольшого плёса за выходной шиверой п. №1. Концентрация камней в русле резко увеличивается, достигая максимума напротив скалы у правого берега. Перед этим местом с левого берега водоотток из-под ж/д насыпи. В конце порога - прямой участок реки с шиверой, переходящей в порог "Труба". Приставать к правому берегу сразу же за п. №1,. В большую и среднюю воду по нашему мнению порог не представляет трудности, но поскольку почти сразу за ним начинается сложный порог "Труба", п. №2 следует осмотреть о правого берега вместе с п. 1.
№3 - порог "Труба". Начинается через 70-100 м после п. №2, кончается за автомобильным мостом. Порог шиверного типа, со множеством косых плит и гряд камней. Уклон реки на этом участке увеличивается. Порог кончается длинной выходной шиверой. За мостом на левом берегу можно стоять. Очевидно, в среднюю и большую воду после большинства сливов образуются стоячие валы с обратным гребнем, что сделает порог очень интересным, сложным, но и проходимым полностью. Наиболее эффективная страховка - с воды справа ниже моста.
№4 - порог "Левый". Расположен под деревянным мостом. Левый берег около моста у креплён брёвнами. Сразу же за мостом - впадение правого притока р. Пихты. Перед мостом река делится на две протоки невысоким галечным островом. Правая - мелкая, каменистая. В левой торчат валуны но есть проходы. За мостом река перегорожена 2-мя плитами высотой около 30-40 см с острыми краями. Ближе к центру есть маленький разрыв в 1-й плите, а левее - во второй. Расстояние между плитами 10-15 м. Очевидно, с увеличением уровня воды порог упростится, поскольку величина ступенек недостаточна для образования мощных бочек, а стоячие валы легко будут преодолены любым судном.
№5 порог - "Крутые виражи". начинается на крутом 90 гр. правом повороте. Берега - высокие, лесистые. Длина порога около 800 м. Конец - за новым, деревянным мостом в п. Кременцы, у впадения левого притока - р. Прутец. На входе - участок крутого падения воды, много камней. Затем, на левом повороте плиты и камни. Последняя часть порога перед мостом и сразу за ним состоит из 2-х косых высоких плит через всю реку с узкими извилистыми проходами... Затем еще несколько сливов на быстротоке!
№6 порог - "Кременцы". После п. №5 следует небольшой плёс, постепенно переходящий в I шиверу. Шивера кончается несколькими- отдельными плитами в русле, после которых на плавном левом повороте довольно мощный чистый слив /падение около 1,6 м на 15-20 м/. Правый берег - вертикальная скальная стенка, левый - пологая галечная отмель. Даже в малую воду здесь стоит вал больше метра. После порога плёс со слабым течением Порог несложный, хорошо читается с воды. По имеющейся у нас информации в среднюю воду увеличивается высота вала после плит на входе стоят небольшие бочки, но струя становится yже и вал можно обойти с любой стороны. В большую воду порог заливается и начинается даже свал воды влево через галечную отмель.
№7 - пopoг "Островной". Ориентиры: с правого крутого берега каскадами падают 2 ручья на левом - строения / дом отдыха/. Порог начинается после небольшого плёса после п. №6. Здесь река, не меняя общего направления, делает Z - образный поворот сначала влево, затем вправо, одновременно разбиваясь на протоки между галечными островками. Вдобавок в русле камни всех сортов и размеров. Осмотр порога в малую воду с любого берега, при повышении воды - с левого. Вход - в центральную или правую протоки, слева - мель. В нашу малую воде порог был мелкий, струя довольно сильная и все маневры требуют сильной и точной работы. Порог в любую воду опасен навалом на камни или берег.
№8 - пopoг "Зигзаг". Порог расположен под эстакадой с перекинутыми по ней через реку трубами, после крутого левого поворота, следующего за плесом после п. №7. На правом берегу расположен дом отдыха. Над самой эстакадой - деревянная беседка. Порог представляет из себя две громадных обливных плиты - ступени, протянувшихся поперек реки, высотой около 0,5 м каждая. Через них есть неширокий зигзагообразный проход у правого берега. на выходе струя бьёт прямо в галечную косу у правого берега. Правая протока мелководна, а чтобы попасть в левую надо выписать еще один крутой зигзаг. Струя мощная, Просмотр слева. Зигзаг - один из самых интересных и красивых порогов на реке. В большую воду, наверно можно прыгать с плиты в любом месте реки, но технически, в малую воду прохождение сложнее. Береговую страховку лучше выставлять на правом берегу на выступе берега. А в улове страховку с воды.
№9 - пopoг "Стенка". Он отделён от п. №8 100-150 м плёсовым участком. Расположен на крутом правом повороте. Левый высоким крутой берег укреплён каменной стенкой, защищающей проходящее сверху шоссе. На правом берегу тянется ограда дома отдыха. Порог начинается с разделения реки на две протоки: правая - узкая, крутая, сплошь забитая камнями, в левую же идёт основной свал воды. Она перегорожена 2-мя плитами высотой примерно по 0,4 м с интервалом около 30 м. Затем уклон реки постепенно увеличивается, в русле появляется всё больше и больше камней и плит. Поток суживается и бьёт в стенку у левого берега. После отражения от стенки струя падает с плиты, образуя бочку в правой половине потока и тут же наваливается на обливной камень, за которым есть плотная длинная тень. Чуть ниже протоки соединяются. Здесь над рекой стоит мост. Под мостом перекат. Общая длина порога около 150 м. Просмотр - слева, с правого берега видно очень плохо.
№10 порог "Скат". Расположен после нескольких слабеньких шивер, следующих за п. № 9. после крутой левой дуги реки. Небольшой слив с валами до 0,4 м, плавный прижим к левому берегу. Порог можно идти без просмотра.
№11 - пopoг "Слив". Начинается за шоссейным мостом. Сначала идёт входная шивера затем часть русла от левого берега перегораживает каменистая отмель. У правого берега - слив через обливные камни, в центре есть чистый проход. Порог можно идти без просмотра.
№12 - порог "Водопадный". Расположен за правым поворотом после порога "Слив". Ориентиры: по левому берегу, шоссе подходит к реке, левый берег укреплен каменной стенкой. Перед порогом прямой участок реки, сначала почти без течения, затем скорость потока постепенно возрастает слышен шум воды. После короткой входной шиверы реку перегораживают две плиты, создавая общий перепад воды больше 1,5 м. Справа у берега слив загроможден камнями, под сливом торчит зуб, за ним сливы с небольших плит. В центре большой зуб под первой плитой, между плитами образуется "промежуточная" бочка. Проход есть слева. Длина порога около 100 м. Просмотр - по правому берегу. Возможна проводка судов у правого берега, в обход водопадной ступени. Ниже впадения левого притока Женец ещё одна плита со сливом - 0,5 м - проход у самого левого берега. Лучшее место для страховки /как с берега так и с воды/ - у левого берега за водопадным сливом.
В нашу воду единственный проход у ПБ осложнен острым зубом, о который можно порвать баллон. Чтобы не рисковать, решили ключевую ступень обнести по ПБ 15м.
№13 - порог "Косой". Расположен на Z - образном повороте реки, где длинный остров разделяет реку на две протоки. Состоит из двух ступеней. Первая расположена в левой протоке/правая- мелководна и камениста /. Состоят из коротенькой входной шиверы, слива с плиты, образующего бочкообразный вал и мелководного выхода из протоки. Через 40-50 м после конца острова - 2-я ступень порога. Она образована косой плитой, в плане напоминающей распрямлённую ладонь правой руки со сжатыми 4-мя пальцами и отведённым в сторону большим, положенную в реку ладонью вниз. Ниже напротив ложбинки между "большим и указательным пальцами" прямо в струе "зуб". Высота слива около полуметра. Порог просматривался нами: 1-я ступень о острова, 2-я с левого берега. Так же поочерёдно проходился. Во второй ступени выбранная линия движения проходила через вершину угла, образованного двумя косыми плитами. Здесь стоял узкий, слегка пульсирующий вал
Препятствия №14, 15, шиверы. Расположены за поворотами реки после п. № 13. Шиверы несложные, легко "читаются" с воды, но камни в них достаточно острые, чтобы вызвать у экипажа любого судна желание держаться от них подальше. В высокую воду скорее всего будут залиты.
№16 - порог Судьба . Шивера п. № 16 начинается в 100 м перед шоссейным мостом на высоких каменных опорах перед правым поворотом реки. Берега высокие поросшие кустарником. На правом берегу- галечный пляж, в конце которого сквозь кусты поднимается к мосту тропа. Для просмотра - приставать к пляжу на правом берегу. Входная шивера очень мелкая, в русле много валунов, лежат брёвна и другой "искусственный" мусор Несильный навал на бык ниже моста . На протяжении 250-300 м река делится длинными галечными островами на протоки. Левые маловодны, имеют забитые камнями входы или выходы. В правой - небольшие сливы с плит, валы. На выходе из порога правая часть реки перегорожена плитой, после которой - мощная бочка. Внимание! У конца порога обрывистый правый берег опасен возможными оползнями и камнепадами. Требуется особая осторожность, как при просмотре, так и при прохождении. В невысокую воду сложен был участок перед мостом из-за мелководья и обилия камней. В малую воду порог несложен и опытные группы могут себе позволить идти его без просмотра. При повышении уровня воды по имеющейся у нас информации сложность порога увеличивается. Расположен на плавном S-образном повороте. Низкий галечный остров делит реку на две протоки. Левая - широкая но забита камнями, правая мелководна, но у правого берега есть проход. Чуть ниже низкая небольшая плита в русле. Порог несложен и не требует просмотра.
№18 - порог "Заготовительный". За левым поворотом - плёс почти без течения. Левый берег ровный, травянистый, затем понижается, видны галечные выходы. Далее река делится галечными островами на несколько мелководных проток с крутым падением. По нашему мнению тип этого препятствия в предыдущих отчётах определён неправильно и это следует считать не порогом а перекатом. П. №18 проходилось в низкую воду, когда хорошо видна структура дна реки, однако характерного для порога размыва коренных пород нами не наблюдалось, а сливы и ступени образованы в результате наноса гальки /возможно частично- искусственного, т.к. судя по предыдущим отчетам ранее здесь производилась заготовка щебня прямо из русла/. П. № 18 не требует просмотра. Далее на протяжении 1-1,5 км следуют две слабые мелководные шиверы.
В этом районе наша четверка попала в плохо проходимую левую протоку у старой бетонной опоры. Катамаран прижало к камню, но его удалось довольно легко освободить с помощью веревки с ЛБ, благодаря помощи экипажа двойки из Винницы, за что им большой спасибо. Двойка увидела, что второе судно в беде ниже препятствия. Пришлось аварийно чалиться на ЛБ к насыпи железной дороги и возвращаться 200м. Поскольку весь день шел дождь, и экипаж четверки сильно промок, было принято решение встать на стоянку на ПБ сразу за поворотом (точка Camp, 48.406060, 24.595290).
№19. После длинного левого поворота на правом берегу стоят теплицы. В этом месте в реке железо. Надо идти осторожно. Далее - шоссейный мост, справа на берегу видна автобусная станция.
№20 порог "Т-образный". После шоссейного моста над рекой тянутся провода ЛЭП. Ниже река делится низким галечным островом на две протоки. Это ориентиры. Правая протока- мелкая, в левой несколько коротких плит и камни. Осмотр с острова. В малую воду, прохождение требует сложного маневра.
№21 - порог "Рыжий". Расположен под мостом на каменных опорах, после впадения справа притока - р. Прутец Чемеговский. Просмотр возможен по любому берегу, но предпочтительнее левый. Порог- классического типа, образован размывом коренных пород. На входе короткая мощная шивера, затем уклон резко увеличивается и река в корытообразном сужении сливается через две гряды плит. Идет мощный свал воды вправо, а затем навал на опоры моста. После плит образуются мощные бочки, плохо видные с правого берега. В центральном пролёте моста, занимая его основную ширину, стоит вал высотой около метра странной прямоугольной формы. После выхода из-под моста еще одна плита и очень мощная бочка после неё плохо видимая с воды. Порог был просмотрен с правого берега. Заход из-под самого левого берега через плиты, затем - в центральный пролёт моста и в улово к левому берегу. После п. №21 долина сужается, берега крутые, высокие, поросшие лесом и кустарником. За правым поворотом мост. Далее река начинает описывать длинную левую дугу, в конце которой находится порог №22.
№22 - порог "Тоннельный". Его ориентиры - тоннель ж. д. дороги на левом берегу, высокий правый берег укреплён каменной стенкой, в которой есть трубы для пропуска впадающего в реку ручья, на шоссе стоит деревянная беседка Перед порогом длинная шивера на плавной левой дуге реки. На левом берегу- запретная зона, но просмотреть по берегу можно. Виден он и с шоссе правого берега. В русле много валунов, небольших плит, в конце у левого берега перед правим поворотом навал на жандарм. Порог, сложен в малую воду обилием камней и извилистой линией движения. При повышенном уровне воды его можно идти без просмотра. После порога тянется длинная слабая шивера, долина реки расширяется. Через реку протянуто несколько различных мостов. После шоссейного моста и правого поворота со светлой галечной осыпью на правом берегу следует остановиться чтобы просмотреть п. №23.
№23 - шивера "Слон". На правом берегу складки скальных выходов образуют фигуру, напоминающую издали слона. В этом месте несколько очень низких галечных островов делят реку на протоки. Шивера длинная, с извилистой линией движения. Кончается за плавным правым поворотом, где необходимо пристать к правому берегу перед п. №24.
№24 - порог "Прикарпатский". Ориентиры места причаливания перед порогом: на левом берегу за шоссейным мостом через реку ж. дорога уходит в тоннель. На правом - сначала кладбище, затем дачи и ларек недалеко от берега, затем а местным повышением берега начинается территория и/я "Прикарпатский Артек". Здесь у правого поворота и надо причаливать к правому берегу чтобы не попасть сходу в одно из самых сложных препятствий на реке. Порог начинается на территории п/л и состоит из 4-х ступеней, разделённых небольшими (20-30 м) участками быстротока. Общая длина порога - около 800 м. В этом месте река течёт в ущелье высотой до 50-70 м. Берега поросли - лесом.
1-я ступень имеет длину до 400 м. Начинается входной шиверой со сложной линией движения. На входе несильный прижим к правому берегу, далее плиты с бочками после них, камни. На выходе в начале левого поворота сужение русла до 10-13 м, мощный слив через ступеньку, за ним хорошая бочка, косые валы.
В конце левого поворота начинается 2-я ступень длиной около 100 м (точка Prikarpatsky, 48.434760, 24.560950). На входе два мощных слива между жандармами, за ними косая бочка (весьма мощная), далее валы более метра, короткие кручёные струи. Далее ряд невысоких плит с бочками после них и сильный прижим к правому скалистому берегу. Под скалой очень неприятный карман с подсосом. Ниже прижима у отмели левого берега мощное улово.
Через 20-30 м начинается 3-я ступень длиной также около 100 м. Русло здесь суживается и по узкому каменному желобу с большим падением вода сливается через плиты ступеньки и камни (надводные и обливные). Ключевое место этой ступени- двойная плита с бочками и навалом воды сразу после неё на гребёнку острых камней. Сливы - крутые, валы чаще с обратным гребнем.
4-я ступень представляет собой мощную выходную шиверу длинной около 200 м, в конце которой правый берег понижается и река несколько успокаивается.
Зачалившись перед началом первой ступени на ПБ у пионерлагеря, мы дошли до поворота налево. С берега нам показалось, что ничего сложного впереди нет. Было принято решение идти сходу и чалиться перед кульминацией. Двойка пошла вперед, однако после прохождения первой ступени, мы поняли, что все не так просто, как показалось издалека. Поскольку за камнями-жандармами проход вдоль ПБ не был виден, было принято решение сходу прорываться в левый проход, который по ширине не сильно превосходит катамаран. Удачный заход позволил надежно уйти вдоль ЛБ от прижима к скале на ПБ и зачалиться в мощном улове на ЛБ сразу за сливом.
Четверка после прохождения первой ступени решила не рисковать и зачалилась на камни у бетонной стенки на ПБ. Экипаж четверки принял решение обносить 2-ю ступень порога.
Тем временем двойка перечалилась на ПБ перед началом 3-й ступени. Обнос четверки был осуществлен по верхней тропинке вдоль бетонной стены. Длина обноса порядка 200м.
Прохождение оставшихся ступеней порога не вызвало затруднений у обоих судов.

№ 25 - порог "Довбуша". Начинается под ж/д мостом, где проход перегорожен длинной плитой! Далее остров (постоянно размываемый), делящий реку на две протоки. Левая сильно забита камнями, правая -каменная лестница с большим падением воды, но очень мелкая, прошли по левой.
Оба катамарана проходили вдоль ЛБ. Двойка прошла первой без осложнений. Четверка вошла полулагом, в результате правый носовой был смыт в центр катамарана. Благодаря крестовине, он удержался в периметре и занял свое место.
Через 500м за этим порогом мы остановились на лужайке на ПБ. Там прекрасная поляна для лагеря (точка Finish, 48.433150, 24.544700). Было принято решение финишировать здесь, поскольку прохождение водопада не входило в наши планы, а информации о удобных местах для антистапеля после него у нас не было.
№ 26 - порог "Водопад". Порог "Водопад" состоит из трех мощных сливов водопадного типа разделенных между собой 150 м плесами.
Первый водопад под мостом, правильный заход осложнен шиверой, проходим по центру ближе к правому берегу.
Вторую ступень проходим по центру ближе к левому берегу.
Чалимся у правого берега и обносим третью ступень - сам водопад, он расположен под пешеходным мостом. Справа на нависающей над рекой скале расположено здание ресторана "Гуцулыщина". Непосредственно у моста - прилавки сувенирного базара. Здесь река сужается до 6-8 м и пенящийся поток врывается с 6-7 метровой ступени, ударяя правым крылом в выступ скалы. Под выступом - карман. В центре олива пенный котёл, занимающий 2/3 ширины слива. После водопада небольшой плес, далее - шивера.
Все три ступени очень хорошо видны с пешеходного мостика у ресторана Гуцульщина. Проходимость первых двух ступеней для нашей группы не вызывает сомнений. Собственно водопад в нашу воду также проходим вдоль ЛБ, что при нас успешно доказали два катамарана-двойки. В целом, мне кажется, что кульминация Водопада не криминальней Прикарпатского, хотя психологически производит куда более эффектное впечатление.

Резюме по Пруту. Прут, является самой сложной рекой на выбранном маршруте. На 24 км сплава раположено 25 препятствий. Основная сложность не реке даже в нашу высокую воду, когда постоянно шел дождь, многочисленные камни, хаотично разброснанные по неразработанному руслу. Требуется постоянно маневрировать и демонстрировать элементы слаломной техники, чтобы не сидеть на камнях и оставить баллоны в целости. К с. Микуличин, расход существенно возрастает и эти проблемы отходят на второй план, т.к. препятствия становятся на порядок мощнее и сложнее. Кульминацией является серия препятствий от порога Прикарпатский до Водопада в Яремче. Эти пороги добавляют к категорийности похода элементы 4 к.с. Если Черный и Белый Черемош за исключением локальных порогов доступны для малоквалифицированных водников, то Прут можно порекомендовать только группе с опытом походов 3-4 к.с. по рекам Кавказа, Алтая, Саян. В противном случае, путешествие по Пруту может растянуться на весьма продолжительное время или неожиданно завершиться раньше намеченного срока.

Радиальный выход.

Выход состоялся 29.04. В 9_00 по местному времени мы выдвинулись из лагеря на ПБ у подвесного моста, под которым заканчивается порог Верхняя Дзембронь (точка Camp1, 48.107520, 24.728540). По ЛБ идем дорогой до устья р. Дзембронь, через которую переброшен мост (точка Dzembr Ust, 48.103950, 24.731340). Дорога уходит вверх вдоль Дземброни. Следуя ей мы через 40 минут оказались в деревне Берестечко. Деревня весьма обжита, много новых домов. Нужно искать тропу, которая круто поднимается вверх между двумя притоками, которые впадают в Дзембронь в черте деревни, а проще всего спросить у местных жителей дорогу на хребет. Тропа очень хорошая, со следами вездеходов и бульдозеров. По ней двигаемся до двух полуразрушенных домов, которые в описаниях часто называют стойлами (точка Stoilo, 48.082110, 24.665960). Появляется первый снег. Спускаемся в распадок к ручью (точка Stream, 48.082590, 24.663770). Начинается крутой подъем. Тропа через 1 км ныряет в густой хвойный лес. Красные с белым маркеры довольно часто попадаются на камнях. Тропа хорошая, но сильно занесенная снегом и льдом. Палки будут очень кстати. По этой лесной тропе порядка 1.5 км до спуска к ручью, который течет слева в ущелье. Не доходя ручья устроили обед (точка Obed, 48.077720, 24.646420). От этой точки идет тропа вдоль ручья на г. Смотрич, но в нашем случае она была безнадежно занесена снегом, глубиной более 0.5. Было принято решение выйти на основной хребет у вершины Ушастый камень. Перейдя ручей, поднимаемся по склону и спускаемся в распадок, где течет более мощный ручей (точка Rychei, 48.079820, 24.642680). От него начинается крутой подъем к скалам под вершиной Ушастого камня. Скалы хорошо видны даже в такую плохую погоду, как была у нас. Скалы, называют церквами. Снега в районе нижней группы скал становится уже совсем много (точка Skaly nign, 48.080510, 24.637530). У верхних скал (точка Skaly verh, 48.078270, 24.635960) мы поняли, что в услових сильного тумана, дождя и глубокого снега, дальнейшее продвижение по хребту к горе Поп Иван при нашей экипировке невозможно. Выйдя в 9_00 из лагеря, мы были у верхних скал в 14_00. На обратном пути решили не экспериментировать и по следам добрались до лагеря к 18-00. По дороге посетили магазин в Берестечке.
Резюме по радиалке. Места здесь изумительные, однако погода может сильно потревожить амбициозные планы. Встреченные нами пешие группы сообщали, что накануне на хребте бушевала настоящая снежная буря и никто не мог подняться к обсерватории на горе Поп Иван. При планировании радиального выхода следует уделить особое внимание снаряжению. Теплая одежда и анораки крайне необходимы. Мы сильно пожалели, что не прихватили с собой треккинговые палки. Очень полезны в условиях глубокого снега оказались высокие гамаши. При планировании более продолжительного радиального выхода, обязательно следует запастись горелкой, поскольку с дровами могут быть проблемы.

Меры безопасности при прохождении маршрута

Во время движения, на просмотрах и разведках все участники похода находились в касках, спасжилетах и защитных костюмах. Определяющие препятствия проходились тандемом (сначала двойкой, затем четверкой, осуществлялась страховка с воды).
Оба катамарана обнесли порог Водопадный на р. Прут. (по ПБ 20м).
Четверка обнесла три мощных слива порога Дудки на р. Белый Черемош (по ЛБ 30м) и кульминацию Прикарпатского на р. Прут(по ПБ 200м!).
Предварительно были просмотрены пороги: Верхняя Дзембронь (ЛБ), Дудки (ЛБ), входная ступень порога Прикарпатский (ПБ).
Все остальные препятствия на маршруте проходились сходу.
Оверкилей и аварий в походе не было.

Смета расходов на путешествие.

Во время проведения похода курс рубля к гривне составлял 5:1, гривны к доллару 4.8:1, соответственно кросс-курс рубля к доллару был 24:1.
В расчет не включены затраты 3 членов группы на пребывание сутки в Ивано-Франковске. table test

Статья расхода
На группы из 6 человек
На человека
Билеты Москва - Коломыя
7440р (312$)
1240р (52$)
Микроавтобус Коломыя - Зеленое
120$
20$
машина Устерики - Голошина
100$
17$
машина Устерики - Ворохта
150$
25$
поезд Яремча - Ивано-Франковск
6*4,75грн=6$
1$
поезд Ивано-Франковск - Москва
244$
1460р(61$)
питание в походе, плата за стоянки
150$
25$
ИТОГО
1206$(4824р)
201$(4824р)
Hosted by uCoz
Выводы и рекомендации.

  1. Выбранный маршрут полностью соответствует заявленной категории сложности. Еще раз обращаю внимание на весьма противоречивую оценку сложности препятствий в существующих отчетах. В особенности, это характерно для Черемошей, на которых собирается основная масса туристов. Сложность препятствий, бесспорно, варьируется от уровня воды, но не до бесконечности. Это также надо принимать во внимание при подготовке к походу. Стоит помнить, что питание карпатских рек в это время года в основном дождевое, продолжительные ливни могут вызвать наводнения на нижних участках рек. Используя, приведенные в Приложении телефоны водителей, можно заранее узнать уровень воды в интересующих Вас реках.
  2. Регион весьма плотно заселен. Это сильно мешает при выборе мест для лагеря. Вдоль всех рек идет автомобильная или железная дорога. Мест для стоянок очень мало или они заняты базовыми лагерями туристов. Стоит отметить, что местные жители охотно позволяют останавливаться на своих участках на берегу, огорженных антискотскими заборами. Как правило, просят они за это порядка 5-10грн с человека, реже разрешают остановиться даром, но просят не мусорить. По берегам попадаются довольно часто стихийные свалки различного бытового мусора, который разносится паводком по реке и оседает на берегах. Это сильно портит впечаление.
  3. Народ приветлив, адекватен, надо фильтровать информацию о регионе и его жителях, проходящую через наши СМИ. Я не слышал о случаях воровства вещей у туристов в этих местах, однако рекомендую все на ночь прятать в палатку. Можно успешно купить в деревнях молочные продукты, сало. Магазинов достаточно много, так что не стоит везти все продукты с собой. Цены ниже московских, но не на много. В ходу помимо гривен доллары. Их берут охотно и могут поменять по внутреннему курсу в любом магазине. Рубли любят значительно меньше и поменяют только в банках.
  4. Радиальные выходы стоит планировать с учетом возможного глубокого снега и внезапного ухудшения погоды. Возможны сходы лавин, хотя пик лавиноопасности приходится на конец марта - начало апреля.
  5. Большой интерес представляет посещение разнообразных архитектурных памятников, которых здесь немало. Финишируя в Черновцах, можно съездить в Каменец-Подольский и Хотин. Интересно выброситься из Яремчи в Львов и погулять по нему. Нами был достаточно подробно изучен только Ивано-Франковск.
  6. Помимо пройденных нами рек, возможен сплав по Черной Тисе, хотя длина интересного участка не больше 20 км и расположен он в еще более населенной долине. Каякеры могут посещать и более малорасходные реки, такие как притоки Прута Свича и Мизунка.

Список используемых источников.

Фотографии.

В походе сьемка нашим фотографом на пленочный Nikon со сменными объективами. Оборудование перевозилось в гермокейсе Peli 1400, который оказался весьма полезен. Единственный его минус - большой вес.
Также остальными участниками использовались два цифровых фотоаппарата серии Canon PowerShot.
Галерея ВОДА. В ней представлены фотографии порогов и их прохождение.
Галерея ГОРЫ. В ней представлены самые красивые пейзажи.
Галерея ЛЮДИ. В ней представлены портреты участников похода и местных жителей.
Галерея АРХИТЕКТУРА. В ней представлены фотографии из Ивано-Франковска.

Картографические материалы и геоданные.

В походе для навигации использовались бумажные карты масштаба 1:100000, взятые из [5]. Также группа использовала GPS навигатор Garmin Etrex Vista HCx с закачанной в него векторной картой региона. Карта была нарисована штурманом группы на основе растрового варианта, используемого для бумажных карт. На маршруте регулярно снимались путевые точки лагерей, основных порогов и ориентиров. Использование GPS навигатора сильно упростило ориентирование на реке. Векторная карта включает в себя и горизонтали, построенные по SRTM данным.
Векторная карта в формате img для заливки в GPS посредством программы IMG2GPS.
Трек радиального выхода и путевые точки.

Приложения


Телефоны водителей:

  • Степан (Коломыя) +38067944635
  • Ярослав (Коломыя) +38067943658
  • Гена +380977825266
  • Ярема (Коломыя) +380673689215
  • Василий Кобылюк (Верховина) +380863724400
  • Николай Калганов (Ворохта) +380974556966
  • Дуленчук Василий Иванович (Устерики) 8-03432-3-47-26, моб. +30674252466
Расписание поездов на ст. Яремча:

table test
Пригородные поезда
Прибытие
Отправление
Прибытие на конечную станцию
Ивано-Франковск - Рахов
4-54
5-03
7-52
Ворохта - Коломыя
4-56
5-00
7-05
Коломыя - Рахов
9-34
9-38
12-30
Ивано-Франковск - Рахов
11-32
11-36
14-50
Рахов - Ивано-Франковск
11-25
11-38
13-52
Рахов - Ивано-Франковск
18-28
18-31
20-45
Рахов - Коломыя
21-49
21-54
23-25
Коломыя - Ворохта
22-48
22-50
23-33
Hosted by uCoz