на главную -- библиотека -- о сайте

Система Orphus

Чирка-Кемь - Кемь, август 2005

ФОТОГРАФИИ

Писать подробный отчет или лоцию по такому популярному маршруту - смысла нет. Поэтому ставлю себе более скромную цель - рассказать о свежих впечатлениях и новостях из этих мест.

 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

  Было нас всего трое. Ехали мы на маленьком кате 4-ке, объемом около тонны и длиной 4м. Ставили на его хорошие ходовые качества, так как плесов на маршруте полно. Особенно это существенно на собственно Кеми и Кривопорожском водохранилище. Весь участок реки от конца д. Шомба до пос. Кривой порог превращен в новое водохранилище. Но об этом чуть позже. Уложились в 9 ходовых дней. Первый день заняла заброска и стапель.

2. ЗАБРОСКА

  Мы воспользовались старым и совсем не оптимальным вариантом заброски через ст. Кочкома. Попасть туда напрямик нам не удалось из-за банального отсутствия билетов, а посему пришлось ночью пересаживаться на утреннюю электричку в Беломорске. Так советую так не делать. С автотранспортом в регионе теперь заметно лучше, так как Костомукшский комбинат - эдакий хозяин региона, строит отличное шоссе, которое местами уже готово. Более того, пробита ж.д. ветка Костомукша-Кочкома. Забрасывались мы стандартно до автомоста через Кемь в Тикше. Смысла на катах ехать в верховья по малой воде вообще нет - на любителя, хотя на байдах там в большую воду будет занятно. Мы за 1000р легко наняли мужика с легковухой. Если народа много, то будет потруднее. Ехать от Кочкомы до Тикши часа 1.5.

3. АВАРИЙНЫЕ СХОДЫ С МАРШРУТА И ВЫБРОСКА

Прежде всего, можно заканчивать в Боровом. Ну тут без комментариев. Мы там обедали - так тут же предложили нас до станции везти. Можно пытаться уехать из Юшкозера. Тут никакой новой информации нет. Можно сойти в Панозере. Видели ребят на байдах, которые так и сделали. Можно пытаться уехать из Шомбы. До трассы там 1.5 км от реки - я за 15 минут видел всего одну машину - делайте выводы. Поселок практически вымер. Но люди с машинами все-таки в теории есть. Из Кривого порога уехать легко. Трасса проходит в 20 метрах от пляжа, где и удобно устроить антистапель. Можно ждать автобус. Подходят они или к остановке на трассе -прямо слева от дамбы, или на главной площади в поселке. Мы сели в местную маршрутку и за час доехали до вокзала в Кеми. Взяли с нас по 250 р. Оказывается от Кривопорожской плотины по плохой дороге до Кивиристи всего 12 км. Мы встретили ребя с Охты, которые пришли в магазин за мороженым для своих дам :)! Так что при желании можно переброситься на Охту.

4. ПРЕПЯТСТВИЯ

Повторяю, что вода была малая. Пороги Нахко и Лоухи - в нашу воду горки с камнями с проходом по струе. Порог Хауда - мощная шивера с остатками ряжа у левого берега - шли справа. Просматривали только Кривой порог стандартно по левому берегу. Шли сначала вдоль правого, а после поворота через струю - налево. Валы там были не больше метра. Тахко же решили провести. Теоретически можно было по центру прыгать, но уж слишком мало было воды. Большой был риск задним номерам в пенном мешке завязнуть. Провели справа элементарно - даже не разгружали. А вот ребята на 8-местном рафте сели на сливе слева и ковырялись около часа. Все остальные пороги шли сходу без спасжилетов, что, конечно хулиганство. Пороги Ледма 1 и Ледма 2 - мощные шиверы. Первая мощнее, вторая зато со сливом. Порог Нуккут - мелкая шивера. Порог Железные ворота - 5 мелких шивер с сложным маневром. Самым интересным порогом нам показался Рокконен - пришлось интенсивно маневрировать. Сосновые пороги в нашу воду шли правой протокой и застряли - пришлось проводить. Порог Олений также нас порадовал - мощная шивера длиной 1 км с валами до 1м. Порог Горшок - шивера с большими камнями. На Кеми порог Куаракошки - проход справа по валам. Очень красив порог Белый - последний на Кеми. Длина его примерно 5 км, в кульминациях валы 1м, местами много камней. У д. Шомба - начатая дамба недостроенной ГЭС. КРИВОПОРОЖСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ - образовано сравнительно новой одноименной ГЭС, которая является теперь самой мощной в Карелии. Пушена она, кажется, в 1994 году. Протяженность вызванного ей безобразного затопления - около 40 км. Ширина колеблется в основной части от нескольких сот метров до 5-6 километров! Много участков затопленного леса. Место крайне неприятное и опасное. Фарватер там найти очень сложно, высадиться можно только на образовавшиеся острова. Интересно, какими были Юма-пороги до затопления. Ужасное впечатление оставил затопленный и гниющий лес.Мы прошли этот участок за 1.5 дня. Плесы там большие, так что ветру есть где разгуляться. Ориентирами являются - ЛЭП, идущая по гряде на левому берегу вдоль шоссе и высокая радиовышка в Кривом пороге. Ее хорошо видно, километров за 15-20 до плотины. В принципе, заблудиться там сложно, а вот получить пробоину на топляках или при высадке на образовавшиеся осторова можно элементарно. Следует учесть, что высадку на голые скалы при сильном ветре соледует проводить крайне внимательно. Суда надо сразу же разгружат и вытаскивать подальше на берег.

 5. ПОГОДА, ПРИРОДА, АБОРИГЕНЫ

 Погода была в этом году в середине августа хорошая. Сильный дождь был всего 2-3 раза. Купались мы практически каждый день. Проблем со стоянками не было. Трудно их найти только на водохранилище. А вот около охотничьих избушек не советую останавливаться, т.к. в августе почти каждый день туда наезжают местные ягодники. Люди они приятные, а вот собаки их точно найдут и съедят все, что плохо лежит. Нам местные поведали, что в окрестных лесах появились медведи! А в прошлом году, по их словам, женщину косолапый заломал. Можно им поверить. Ездят они большими группами с берданками и собаками явно не просто так. Ягод в лесах там полно, особенно в окрестностях Борового, рыба видимо тоже присутствует, но мы ее не ловили. Грибы также имеются местами в изобилии.

  6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРУСA

  Об этом хочется рассказать поподробнее. В Боровом мы сконструировали самодельную мачту и оснастили ее импровизированным парусом из общественного тента. Сделать это элементарно с помощью доски, палки длиной метра 2.5 и четырех оттяжек. Т.к. у нас преобладал юго-западный и южный ветер, то парус временами нам очень помогал, а при сильных порывах мы ехали около 10км/ч. Этот способ передвижения очень приятен. Всем советую его попробовать. Только надо предусмотреть возможность быстрого сворачивания этого вооружения, а то мы пару порожков шли практически вслепую, зато под парусом.

7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  Маршрут в целом интересен и динамичен. Часть реки до Борового проходится максимум за неделю. Вместе с верхней частью или с Муезеркой - 2 недели. Для катов на реке препятствием является, пожалуй, только Тахко, хотя сесть как следует можно много где, да и в высокую воду смыть может кого-то. Но чтобы кильнуться ...? Каски тут не являются вещью первой необходимости, а вот спасжилет - не лишний, особенно для неопытных участников. Для байд - это уже серьезная тройка с массой проблем и препятствий. Мест, где можно поломаться или кильнуться - предостаточно. Так что исходите из опыта. Маршрут очень цивилизованный, так что в случае аварии всегда можно найти помощь. Групп тут бывает летом очень много. Присылайте свои комментарии и впечатления. Интересно будет сравнить. От воды зависит очень много.

::: Made with CoffeeCup : Web Design Software & Website Hosting :::
Hosted by uCoz