Андрей Сеславин

Пещерные города Крыма 2009

11-17 октября

Маршрут

Бахчисарай-Успенский монастырь - Чуфут-Кале - Караимское кладбише - Тепе-Кермен - родник. Сарабей - Кудрино - переезд автобусом до подъема в Качи-Кальон - Алимова балка - гора Кубышка - Змеиная балка - Большое Садовое - Сюйренская крепость - мон. Челтер-Коба - Залесное - родник из 5 балки - Эски-Кермен - мон. Челтер-Мармара - мон. Шулдан - шоссе на Терновку - Мангуп-Кале - Новоульяновка - переезд до Большого Каньона - Ялтинская яйла - Ялта
93 км, 6 ходовых дней.
Фотоальбом Александра Понина
Фотоальбом Андрея Сеславина
Геоданные представлены треком похода (в форматах plt, kml, gtm, gpx) и путевыми точкам (в формате wpt). Большая часть путевых точек взята с сайта izib.narod.ru.

Схема маршрута
:

Высотный профиль
:


Участники

Postovoy

Алексей Кравчук
SESL

Андрей Сеславин
Dr.Gloom

Александр Понин

О походе

Идея похода состояла в подробном изучении так называемых "пещерных городов", расположенные в юго-западной части Крымского полуострова, с последующим пересечением основной гряды и выходом к морю. На это отводилось 6 ходовых дней. Последний 7-й день планировалось посвятить осмотру достопримечательностей Севастополя, посетив, в частности, Херсонес. Первоначально планировалось после окончания осмотра пещерных городов в Мангуп-Кале двигаться в сторону Чернореческого водохранилища с последующим пересечением главной гряды через перевал Шайтан-Мердвень. Однако дорога от Передового до Новополья через перевал Бекчу находится в таком плохом состоянии, что никто не согласился нас по ней везти. В итоге, мы перебросились из Новоульяновки к началу Большого каньона, который прошли насквозь и поднялись на Ялтинскую яйлу.
Стоит отметить, что выбранное время похода оказалось оптимальным. Окончание туристического сезона на побережье позволило нам избежать массового посещения пещерных городов отдыхающими с побережья. В тоже время, благодаря теплой и сухой погоде, температура моря в Херсонесе была +19, что позволило закончить поход прекрасным купанием.

Транспорт

Заброска и выброска осущетсвлялись поездом №17/18 Севастополь-Москва, который ходит ежедневно. Этот поезд проходит через Бахчисарай. Из Симферополя до Бахчисарая можно добраться на атобусах или маршрутках с западной автостанции. Такси от ж.д. вокзала Симферополя до ханского дворца Бахчисарая стоит 150грн. Таксисты предлагают широкий спектр услуг, в том числе, готовы везти прямо к Мангупу. Также мы пользовались автобусом при переброске из Кудрино до Качи-Кальона (Маршрут Бахчисарай-Синапное). В Залесном я переписал расписание автобусов по маршруту (Родное - Бахчисарай - Симферополь):
Родное
7_00
14_00
18_00
Терновка
7_10
14_10
18_10
Мангуп
7_20
14_20
18_20
Залесное
7_25
14_25
18_25
Красный Мак
7_30
14_30
18_30
Танковое
7_35
14_35
18_35
Бахчисарай
8_05
15_05

Существуют автобусы и из Новоульяновки, которые ходят вниз по долине Бельбека. К сожалению, нет сведений об автобусах, которые бы ходили через перевал из Соколиного в Ялту, поэтому спуск с Ялтинской яйлы или Ай-Петри целесообразно осуществлять с помощью попутного транспорта, который водится в изобилии в районе смотровой площадки у поворота на Ай-Петри. Ялтинские автобусы ходят до водопада Учан-Су, однако мы не успели на последний рейс. У пересечения трассы M18 Севастополь Ялта с дорогой с Ай-Петри находится автобусная остановка, с которой можно ехать в сторону Севастополя, однако целесообразней перейти через подземный переход на противоположную сторону, доехать до автовокзала Ялты, с которого каждые 15 минут ходят автобусы до Севастополя - их время в пути 2ч. В Севастополе автовокзал находится в 5 минутах ходьбы от ж.д. вокзала.

Cнаряжение, карты и некоторые технические вопросы.

Никакого специального снаряжения в этом походе мы не использовали. На случай стоянок в зоне отсутствия дров нами была взята мультитопливная горелка Primus Multifuel EX и 1.5 газовых баллона по 450мл. Практика показала, что проблем с дровами на маршруте нет. Даже на Ялтинской яйле можно без труда найти топливо.
Отдельно стоит уделить внимание воде. В этом году в Крыму стояла необычайно сухая погода. Многие источники и водохранилища полностью высохли, основные реки сильно обмелели. В поселках воду включали на несколько часов. Эти обстоятельства заставили нас постоянно носить с собой запас воды из расчета 3л на человека в день. Стоит отметить, что в этих обстоятельствах ни в коем случае нельзя пить некипяченую воду. Категорически не рекомендуются (самими местными жителями) набирать воду из р. Кача и р. Бельбек. Эти обстоятельства стоит учитывать при планировании дневных переходов. Особенно остро проблема набора воды стоит для большой группы.
Аптека и ремнабор брались стандартными. Из-за короткого светового дня - необходимым элементом снаряжения в данном походе является налобный фонарик. Очень полезны на крутых спусках и подъемах треккинговые палки, хотя, в принципе, можно было обойтись и без них.
Раскладка использовалась нами также стандартная, испробованная уже во многих летних походах. Часть элементов раскладки: крупы, овощи, хлеб, печенье мы покупали в магазинах в Большом Садовом и Залесном. Это позволило снизить вес рюкзаков.
Теплая одежда не пригодилась, однако, в нашем случае стояла аномально жаркая и сухая погода.
Во время похода световой день был порядка 11 часов, что требовало подъема в 6_00 и установки лагеря не позднее 17_30.
Картография и навигация. В походе использовались растровые карты ГШ масштаба 1:50000 и 1:100000 с ресурса
MAPSTORE. Также использовался Атлас Крыма издательства "Союзкарта" 2008 года масштаба 1:50000 с сеткой WGS84, который можно купить в любом газетном киоске любого крупного города (стоит 35 грн). С помощью утилиты для OziExplorer MAPMerge была склеена растровая карта масштаба 1:50000. Векторные карта Крыма с рельефом была взята с ресурса "Векторный Крым". Точность карты вполне удовлетворительная. Также использовалась POI Достопримечательностей Крыма, взятые с сайта izib.narod.ru. Использовался GPS навигатор Garmin Vista HCx. Точки трека писались с интервалом 2 минуты. Регулярно отмечались путевыми точками наиболее важные ориентиры. Проблемы с навигацией встретились только в узких местах Большого Каньона, где GPS упорно не хотел видеть спутники.
Проживание в городах. На автовокзале Севастополя без труда можно найти людей, предлагающих сдать жилье в ближайших домах. Нам повезло найти даму, которая жила напротив вокзала и сдала нам двухкомнатный домик с душем с горячей водой и кухней за 40грн с человека. Видимо такая практика справедлива для всех крупных городов.
Контакты с властями. Несмотря на все опасения, мы не имели никаких проблем с хранителями заповедника. Скорее всего это связано с тем, что сезон массового посещения Крыма закончился и пажароопасный период прошел. В районе монастыря Шулдан мы встретились с лесником по фамилии Сидоров, который был весьма любезен и поделился на всякий случай своим телефоном. Второй раз мы встретились с лесниками около водопада Учан-Су и они безвоздмездно подвезли нас до трассы Ялта-Севастополь. Прочих контактов с властями на маршруте не было, если не считать милиционеров в городах, которых опрашивали в справочных целях. Никаких инцидентов во время похода не было.

Смета расходов

Ниже приведены дополнительные расходы на маршруте. Цены указаны в гривнах. Курс во время похода был примерно 27грн. за 100р, 8грн. за 1 доллар. Проблем с обменом денег не было. Стоит отметить, что паспорт для обменных операций на Украине не нужен.
  1. Такси Симферополь-Бахчисарай - 50грн. с человека
  2. музей "Ханский дворец Бахчисарая" - 40грн. с человека
  3. пещерный город Чуфут-Кале - 30грн. с человека
  4. переброска из Новоульяновки до Большого каньона 100грн. с группы
  5. переброска с поворота на Ай-Петри до Учан-Су - 150грн. с группы
  6. жилье в Севастополе рядом с автовокзалом - 40грн. с человека
  7. музей Херсонес - 20грн. с человека + 10грн. за фотосьемку

Полезные ссылки и контакты

  1. Новоульяновка. Аким. Перевозки по всему Крыму. Есть микроавтобус volkswagen. Телефон: 80667364940.
  2. Жилье в Севастополе. Дом напротив автовокзала. Татьяна. Телефон: 809905137715
  3. Хостел в Балаклаве.

Дневник похода

11 октября. Бахчисарай - Чуфут-Кале - Тепе-Кермен - ист. Сарабей
Пройдено: 12.95км

Приехали в Симферополь на поезде №17 по расписанию в 8_30 по местному времени (GMT+2). Почти сразу нашли рядом с ж.д. вокзалом таксиста, который за 150грн предложил отвезти нас в Бахчисарай к ханскому дворцу. По дороге поменяли денег и заехали в магазин за овощами и хлебом. В Бахчисарае купили билеты в ханский дворец (40грн). Рюкзаки оставили у входа в музей на лавочке под присмотром вежливой билетерши. Собственно музей особого впечатления не произвел, в отличае от сада и розария. Погода отличная, жарко. Вышли по дороге в направлении Успенского монастыря. Прошли красивый водопад. У начала подъема к монастырю проходим автостоянку с кафе, лавками сувениров и толпой праздного люда - воскресенье. Поднимаемся к монастырю - смотрим основной храм. Идем сначала по хорошей дорожке, а потом по тропе мимо кладбища дервишей к Чуфут-Кале. По глупости покупаем билет (30грн) на входе, вместо того, чтобы обойти гору с запада, оставить там в густых кустах кизила рюкзаки и пройти в город бесплатно. Рюкзаки оставляем на входе под присмотром кассирши. Народа очень много, так что впечатление от города несколько смазанное. Тратим на осмотр города около 1ч, забираем рюкзаки, спускаемся к тропе через Иосафатову долину. Устав от жары, останавливаемся в теньке прямо на тропе на обед [точка Obed1011]. Поднимаемся вверх по Иосафатовой долине к воротам старого Караимского кладбища, через которое идет дорога на Тепе-Кермен. Кладбище производит очень сильное впечатления. Тропа выводит нас к поляне с следами стоянки, где камнями выложена стрелка, указывающая на тропинку к Тепе-Кермену. Здесь встречаем двух туристов, которые хорошо знают местные пещерные города и ходят здесь не первый год. Они рекомендуют не ходить в Кыз-Кермен, поскольку кроме оборонительной стены там ничего интересного нет, а тамошний источник в условиях жаркой погоды мог пересохнуть. В итоге решаем идти сразу в Тепе-Кермен. Отмеченная стрелкой тропинка спускается в сухую балку и затем плавно поднимается к сосновому лесу, где заканчивается грунтовая дорога из Кудрино и начинается крутой взлет на Тепе-Кермен. Поднимаеся с рюкзаками к нижнему ярусу пещер. В одной из них (не взирая на обилие ос) прячем рюкзаки и поднимаемся налегке на плато. Смотрим 30 минут основные пещеры, фотографируем окрестные пейзажи и спешим к рюкзакам. По карте видим, что ближайший источник воды - родник Сарабей. Спускаемся к нему довольно быстро и встаем в кустах рядом с ним у дороги на Кудрино [точка Camp1110]. Темнеет очень быстро к 19_00 и ужин мы готовим с фонариками. На всякий случай кипятим 2.5 литра воды для питья завтра. По палаткам расходимся в 20_00.

12 октября. ист. Сарабей - Кудрино - Качи-Кальон - Алимова балка - Змеиная балка
Пройдено: 13.53км

Ночь прошла спокойно. Встали в 6_00 в темноте. Быстро завтракаем овсянкой и в тумане выходим в сторону Кудрино. На тамошней автобусной остановке [точка OstKudrino], узнаем, что автобус на Качи-Кальон будет в 10_00. Решаем, что подождать автобус целесообразней, чем идти по асфальту 5 км по жаре. В итоге, за 10 минут доежаем до начала подъема на Качи-Кальон [точка NachKacha]. Едем с группой студентов из Запорожья. Быстро поднимаемся до храма Святой Софии, рядом с которым прячем рюкзаки в кустах. Гуляем по городу довольно долго, доходим почти до 5-го грота. Качи-Кальон впечатляет на порядок больше, чем Тепе-Кермен. Забрав рюкзаки спускаемся к р. Кача, переходим ее через плотину и начинаем подъем к Алимовой балке через деревянные ворота. Из общения с местной дамой выяснилось, что мы забрели на территория частного владения (там имеется даже небольшой бассейн), однако охрана нас без разговоров выпускает и даже разрешает набрать воды, на которой мы готовим обед в Алимовой балке чуть выше поселка [точка obed1210]. После обеда бодро поднимаеся по лесной дороге на плато. Довольно быстро доходим до ручья, который течет по Алимовой балке [точка Rod1210]. Целесообразней подниматься и обедать именно там. По дороге проходим несколько живописных заросших плющем скальных выходов. Дорога превращается в тропу, однако местами есть старые маркеры. На плато решаем двигаться в сторону Кислой балки и далее через сады мимо г. Кубышка к Змеиной балке. Встаем лагерем в верховьях Змеиной балки [CAMP1210]. Есть и альтернативный путь в долину р. Бельбек : г. Курушлюк - г. Арман-Кая - ур. Медведь - Мал. Садовое.

13 октября. Змеиная балка - Большое Садовое - Сюйренская крепость - мон. Челтер-Коба - Залесное - ручей из Пятой балки
Пройдено: 17.53км

Встаем в 6_00. Завтракаем чаем, на воде, запасенной в Алимовой балке. Быстро спускаемся по Змеиной балке до шоссе, вдоль которого идем до моста через Бельбек в Большом Садовом. В деревне заходим в магазин, где кроме воды ничего купить не удается - еще не было завоза. Набираем воды из колонки и поднимаемся по тропе в сторону Сюйренской крепости. За нами увязались два щенка, которые в итоге сопровождали нас до Залесного. Проходим поворот к монастырю Челтер-Коба, отмеченный крестом. Перед подъемом к крепости прячем рюкзаки в камнях. Поднимаеся на плато не по маркированной тропе, а вверх по скалам, от места обеда [точка Obed1310] на плато. На подъеме я отрываюсь от ребят и довольно быстро по GPS через кусты выбираюсь к башне Сюйреньской крепости. Ребята, как выяснилось позже - пошли искать башню в западной части плато. В итоге мы встретились только в точке, где обедали. После обеда, забрав рюкзаки и перенеся их к развилке с крестом, вдвоем с Волесом поднимаемся в монастырь Челтер-Коба за водой. Там встречаем двух монахов и небольшую группу паломников. Воду набираем из источника, рядом с которым находится очень соблазнительная купальня. Но в нее мы решили не лезть из солидарности с ожидавшем нас внизу Лехой. Возвратившись к нему начинаем подъем на плато по дороге к Каралезской долине. Очень жарко, хорошо, что дорога идет через сосновый лес. Проходим гору Узун-Тарла с характерными сфинксами и спускаемся в Залесное. Пока ребята ходят в магазин, я изучаю расписание автобусов на Бахчисарай. Почему-то мы не захотели пройти через поселок и залезли через густые кусты по крутому склону на верховую тропу, которая выводит все к той же грунтовке на Эски-Кермену. Решаем заночевать у ручья, текущего из Пятой балки [точка Camp1310]. В сумерках к нам на стоянку приехал мотоцикл с коляской. Его водитель попросил посторожить агрегат и скрылся в лесу с пилой. Возвратился он уже в темноте без пилы и уехал.

14 октября. Ручей из Пятой балки - Эски-Кермен - мон. Челтер-Мармара - мон. Шулдан - трасса на Терновку
Пройдено: 15.65км

Ночью шел дождь, утро прохладное. После завтрака с овсянкой быстро доходим мимо скал Баллы-Коба до Эски-Кермена. Прячем рюкзаки в лесу [точка CachEski] и налегке поднимаеся в город через южные ворота. Людей ни в долин, ни на плато не встречаем. Осматриваем город около 2 часов. Залезаем с Волесом в осадный колодец - получается довольно экстремально. Без фонарика не удается осмотреть резервуар с водой. Спускаемся в долину через северные ворота, смотрим издалека на башню Кыз-Куле. Рядом с северным входом находится свиноферма, где разводят темных вьетнамских свиней и корчма. Тропа к Кыз-Куле начинается на огороженной территории корчмы. Сидевшие там люди утверждают, что посещение Кыз-Куле и Храма Донаторов платное. Возвращаемся за рюкзаками и направляемся по лесной дороге на плато с монастырями Челтер-Мармара и Шулдан. С плато открывается красивый вид на Терновку. Возле монастыря Челтер-Мармара встречаем каких-то странных и малоразговорчивых персонажей, заполняющих сверху пещерные резервуары для воды. Спускаться вниз к пещерам сложно, поэтому решаем идти обедать в верхвовья Пятой балки [точка Obed1410]. За водой ходим примерно 400м к роднику у озера, которое сейчас больше похоже на заросший прудик. После обеда поднимаеся по плато к новой башне над монастырем Шулдан, предварительно оставив рюкзаки в лесу. Башня вблизи не производит приятного впечатления, зато сверху на горизонте появляется море. Спускаемся по тропинке в долину - монастырь решаем не смотреть. Доходим до шоссе на Терновку. Принимаем решение не идти сегодня до Мангупа, а отдыхать в сосновом лесу у шоссе. Ужин готовим на горелке ради уничтожения початого баллона [точка Camp1410].

15 октября. Трасса на Терновку - Мангуп-Кале - Новоульяновка - Голубое озеро в Большом каньоне Крыма
Пройдено: 18.52км

После завтрака быстро доходим до дороги на Мангуп. В лесу спугнули зайца. Долго думаем, где пряптать рюкзаки перед подъемом на Мангуп. В итоге штурмуем склон в лоб с вещами, пока не выходим на нужную тропу в конце подъема. Прячем вещи в кустах и поднимаеся сначала к монастрю в поисках воды. Там встречаем большую толпу паломников, однако 5л воды добыть удается, после чего поднимаемся на плато. Тратим на осмотр развалин цитадели и пещерные комплексы примерно 1ч, после чего возвращаемся за рюкзаками и ищем кототкую тропу для спуска в сторону Новоульяновки. В итоге приходится продираться 300м через лес, прежде чем мы выходим на дорогу, которая приводит нас в балку Джан-Дере. По ней идем к отмеченному на карте роднику, который питает местное водохранилище. В роднике воды совсем мало, но хватает, чтобы пообедать [точка Obed1510]. Воду впрок не набираем, надеясь пополнить запасы в Новоульяновке. После обеда быстро доходим до Новоульяновского водохранилища, которое практически полностью пересохло. Обходим его с северной стороны и входим в Новоульяновку. Почти сразу знакомимся с местным жителем Акимом, который предлагает отвезти до нужного нам места. Мы озвучиваем наш план переезда в район Передового. Аким возражает, что дорога до Передового через Голубинку находится в очень плохом состоянии и он туда нас не повезет ни при каких обстоятельствах. Понимая, что на автобусе мы туда тем более не доберемся, решаем ехать с Акимом до Большого каньона за 100грн. Аким разрешает набрать у него родниковой воды во все наши емкости. Выезжаем на шоссе, которое проходит через перевал Ай-Петри до Ялты и находится в очень хорошем состоянии. Доезжаем очень быстро, выгружаемся и спускаемся к реке Аузун-Узень. Аким подбадривает нас, что лесников сейчас в каньоне нет. Сразу за мостом начинается заповедник и на поляне стоит доска с подробным описанием маршрута осмотра Большого каньона Крыма. Проходим по тропе до Голубого озера, переходим на орографически ЛБ и встаем лагерем [Camp1510]. На пути встречаем две небольшие группы отдыхающих без вещей - видимо автомобилисты. Темнеет очень быстро. Готовим на газу. Вечером довольно прохладно. Достаем теплые вещи для спанья.

16 октября. Голубое озеро в Большом каньоне Крыма - Ялтинская яйла - водопад Учан-Су - Ялта - Севастополь
Пройдено: 14.65км

Всю ночь по каньону дул сильный ветер и падали листья и мелкие ветки . После завтрака быстро добрались мимо карстового источника Пания до Ванны Молодости, где мы с Волесом искупались. Вода более, чем бодрит. Дальше основная тропа заканчивается и надо возвратиться к Голубому озеру, чтобы найти тропу, которая верхом обходит каньон. Вместо этого мы решаем пользуясь сухой погодой пройти каньон понизу. Определенную сложность представляют скалы около Ванны Молодости - преодолевая их, теряем 5л бутылку с запасом родниковой воды от Акима. Путь по высохшему руслу ручья Аузун-Узень осложняется частыми завалами из крупных глыб и воронками с водой, которые надо обходить по крутым стенкам. Тем не менее, движимся довольно быстро. Проходим самое узкое место Большого каньона шириной меньше 2м у основания. Здесь особенно ощущается высота стен >50м, а GPS отказывается ловить спутники. Тратим на прохождение каньона порядка 2 часов и выходим к большой стоянке [точка EndBCANYON]. Здесь начинается промаркированный подъем по балке Бурма через г. Комбопло на плато Ялтинской яйлы. Подъем весьма крут - набираем 600м высоты, считая от конца каньона. Обедаем на тропе без чая, поскольку воды осталось меньше 2л. На последнем отрезке подъема нам ужасно досаждают противные мухи. Быстро пересекаем плато и двигаемся вдоль Татарской стены к трассе на Ялту. У поворота к обсерватории на г. Бедене-Кыр (Перепелиная гора) останавливаемся, безуспешно пытаясь стопит машины до Ялты. Идем вниз по дороге почти до смотровой площадки у поворота на Ай-Петри, где нам удается поймать "Ниву", водитель которой за 150 грн. предложил довезти нас до Учан-Су. Разумней, конечно, было бы дойти до смотровой площадки и спопить от нее, но мы сильно устали. Активная часть похода окончена! Едем с водителем Левой в очень экстремальном стиле на большой скорости, срезая петли серпантина напрямик через лес. Лева рассказывает нам о зимних забавах и приглашает после НГ. Высаживаемся около Учан-Су, где выясняется, что автобусов больше не будет. Ходим с Волесом смотреть водопад - он полностью пересох, но деньги за его посещения пытаются все равно брать. С помощью протекции местного водителя микроавтобуса влезаем в УАЗ к лесникам, который довозит нас до трассы Ялта-Севастополь. После 20 минут неудачного стопа в темноте мы довольно понимаем, что оптимальней добраться сначала до Ялтинского автовокзала, что и делаем. На автовокзале покупаем билеты до Севастополя и в 19_00 выезжаем автобусом. Через 2 часа прибываем на автовокзал Севастополя, где знакомимся с Татьяной, которая предлагает нам снять у нее на ночь домик, расположенный напротив через скверик. Просит за ночь 40грн. с человека (комнаты отдыха на автовокзале Ялты стоят по 50 грн. с человека). Мы сразу соглашаемся, перебираемся к Татьяне. Дальше - душ, еда, сон.

17 октября. Прогулка по Севастополю и экскурсия в Херсонес

Утром завтракаем неторопясь, запаковываемся, прощаемся с Татьяной и ее мужем и идем до ж.д. вокзала, который расположен в 10 минутах ходьбы. Оставляем там вещи в камере хранения за 10грн. с человка. Гуляем по проспекту Ленина до Графской пристани и памятника затопленным кораблям. Город производит очень приятное впечатление, отчасти потому, что встречаем много красивых женщин. От графской пристани едем в Херсонес, смотрим восстановленный Владимирский собор, кварталы Херсонеса, купаемся в еще теплом море, изучаем музей средневековья. Возвращаемся на площадь Ушакова, обедаем в ресторане гостинницы Украина и бежим на вокзал к поезду в 17_00, едва успевая посетить винотеку. Поход окончен!

Выводы


Безаварийно пройден очень красивый и технически несложный маршрут, насыщенный разнообразными достопримечательностями. Успех похода во многом обязан стоящей в это время в Крыму сухой и жаркой погоде. Маршрут доступен группам с детьми или слабыми участниками.
Физические нагрузки удалось во многом уменьшить, благодаря использованию легкого снаряжения. Прекрасные картографические материалы и подробные описания интересных мест позволили легко изменить маршрут, добавив в качестве изюминки Большой Каньон.
Походы по юго-западному Крыму логично заканчивать в Севастополе.
Местное население относится к туристам доброжелательно, что можно использовать для пополнения запасов воды, организации ночлегов в городах и автоперебросок.

Используемые источники