на главную -- библиотека -- о сайте

Система Orphus
Южная Карелия 2009.

Сплав по р. Южная Шуя и экскурсия на о. Кижи.

11-15 июня 2009


путевые точки
Участники: Леша Кравчук, Дима Баранов, Костян Севрюков, Андрей Сеславин. Водный опыт 3-4кс.

ФОТОАЛЬБОМ 1 - Шуя
ФОТОАЛЬБОМ 2 - Петрозаводск + Кижи

Паспорт маршрута:
Вид туризма: водный
Категория путешествия: 2 к.с.
Район путешествия: Южная Карелия
Административный район: Россия, республика Карелия
Маршрут путешествия: Москва - Петрозаводск - Хаутаваара - р. Шуя - д. Игнойло - д. Улялега - оз. Шотозеро - д. Новые Пески - Петрозаводск - о.Кижи - Петрозаводск - Москва
Время проведения путешествия: 12.06.2009 - 15.06.2009
Тип судна: катамаран четверка "Красное Солнышко"
Продолжительность путешествия: 5 дней
Количество ходовых дней: 3
Количество дневок: 1 (экскурсия по Петрозаводску)
Протяженность водной части маршрута: 50 км
Основные препятствия на маршруте: порог Сизовский (3кс), порог Кеняйкоски (3кс)
Количество участников путешествия: 4
Руководитель похода: Сеславин Андрей Андреевич

Предварительные замечания.
На Шуе я первый раз был в августе 2001 года. В этому году майский поход увы не состоялся, поэтому хотелось выбраться на воду в июньские праздники. Поскольку выходных было всего 3 дня, максимум, что мы могли к этому прибавить за свой счет - один день. Эти обстоятельства заставили нас выбрать интересный маршрут с предельно быстрой заброской. Южная Шуя идеально отвечала этим требованиям. Стоит отметить, что хорошая организация похода позволила идеально следовать планируемому графику движения, с точностью до мест стоянок. Экскурсия в Кижи являлась логическим продолжением похода и была запланирована заранее, билеты на Метеор были предварительно забронированы.

Транспорт.
Мы уезжали в предпраздничный день 11.06 на проходящем через Москву поезде №237 Астрахань-Мурманск. Из Москвы он уходит в 16_45, прибытие в Петрозаводск - 12.06 в 7_35. Заранее была договоренность о заброске до Хаутаваарских мостов газелью (+79114000404 - Алексей). Водитель Михаил встретил нас у вагона. По дороге он завез нас в местный гипермаркет, где мы докупили недостающие элементы раскладки. Дорога на Суоярви имеет отрезки очень хорошего качества, но большая части полотна в крайне убитом состоянии, вследствие чего время в пути 2.5 часа. Не доезжая до автомоста есть съезд налево, который приводит к неплохой полянке для стапеля. Также есть удобные поляны на левом берегу. Заброска стоила нам 3000р.
Финишировали мы на северном берегу Шотозера (точка N61.834220,E32.915820) на самом краю д. Новые Пески около недостроенного бревенчатого домика. Место очень хорошее с прекрасным видом на озеро. Единственный минус - взвесь песка в воде из-за прибоя. В деревне есть магазин. До ж.д. станции Новые Пески (точка N61.833660, E32.946430) 25 минут пешком с грузом по дороге вдоль озера. Поезд из Костомукши в сторону Петрозаводска проходит 1 раз в день в 6_05. В нем имеются сидячие вагоны. Билеты до Петрозаводска (204р) продают проводницы прямо в поезде. Время в пути - 2.5 часа.
Поезд "Карелия" на Москву уходит в 19_00. Внимание! В нем вагоны нового типа с перегородкой на третьей полке!
Места аварийного схода с маршрута.
Можно уехать от плотины в д. Игнойло. Многие финишируют у автомоста в д. Улялега, что позволяет не пересекать Шотозеро. Теоретически можно подняться по тропе вдоль левого притока Шуи, впадающего за порогом Кумио, до ж.д. станции Застава. Петрозаводские рыбаки именно так и поступают.

График движения.
Реальный график полностью совпал с плановым.
Дата
День
Маршрут
Км
Средство передвижения
12.06.09
1
Петрозаводск - Хаутаваара - р. Шуя - порог Собачий (Островной)
120/12.5
автомобиль/катамаран
13.06.09
2
место стоянки (м.с.) - порог Кумио
18.5
катамаран
14.06.09
3
м.с. - д. Новые Пески
19
катамаран
15.06.09
4
м.с. - Петрозаводск - о. Кижи - Петрозаводск
85/130
поезд/катер


Техническое описание маршрута.
Используемая нами лоций из отчета турклуба Перово 2000г оказалась вполне точной. Представим ее с поправкой на высокую воду:
Ориентир
Описание
КМ от предыдущего ориентира
Хаутаваарские мосты
Сначала автомобильный, потом ж/д мост. Перед автомобильным мостом хорошие стоянки.
1.5
Разрушенный мост
деревянные опоры по высокой воде видны плохо
0.5
Разрушенный мост
За и перед мостами есть хорошие стоянки.
0.5
Порог Хаут-перекат 2
На выходе остров. Левая протока в камнях. Проход по правой, прижим к правому берегу. Проход по левому краю струи. Сразу за порогом ЛЭП.
3
ЛЭП

0
ЛЭП

1
Порог Хаут-перекат 2
Много камней. Проход вдоль левого берега. Сразу за порогом повернуть налево. Справа от поворота в бухточке весьма бурный приток Пюхяйоки.
1
порог “Сизовский“
Перед порогом берег становится круче, видны скалы. Река поворачивается вправо, образуя лагуну. Осмотр возможен с обоих берегов. По нашей воде при входе слив образует слева большую мощную бочку, в центре – высокий косой вал, справа чистая струя. На выходе в левой части валы, небольшие бочки, прижим к левому берегу, зуб залит водой. Проходить спокойнее справа. Мы ушли от валов на выходе телемарком. За порогом большое улово у правого берега. На обоих берегах отличные стоянки, много дров, черничники. Превосходное место для катания, легкий занос лодки по любому берегу.
3
Порог N 21 “Собачий“ (“Островной“)
Перед порогом два больших острова. Левые протоки - в камнях. После первого острова пристать ко второму для осмотра. Проход слева от камня. Сначала прижим к левому берегу, потом слив и большой (~1 м.) пирамидальный вал. За порогом есть замечательная стоянка на втором острове  и хорошие стоянки на обоих берегах. Мы встали, как и в 2001 году на  острове. К сожалению, там совсем нет дров - плавали на правый берег за плавником. Хорошее место для катания, удобный занос судов по острову. Хороших стоянок до ГЭС нет.
2
Мост через приток
У правого берега.
9
Деревянный мост (на дер. Игнойла. Ст.Застава)
нанесено много мусора - проход у левого берега
2.7
Плотина Игнойльской ГЭС.
Обнос по правому берегу 250м. За ГЭС на левом берегу не очень хорошая стоянка. Новые Дома.
0.3
Порог  “Кеняйкоски“
За 300-400м до порога слева поляна с памятной доской, датированной апрелем 1989 года. Мы тут обедали. Необходимо пройти по левому берегу до основной ступени и наметить место чалки перед падуном. Заходная шивера в каменистая - в большую воду можно идти вдоль левого берега. Перед падуном следует зачалиться к левому берегу для осмотра у большого валуна на берегу. Проход по косой струе ближе к левому берегу или по центру, минуя котел. Порог мелкий - в случае переворота можно получить травму. Перед порогом на обеих берегах стоянки, непосредственно на пороге стоянка на левом берегу. Неплохое место для катания.
3
Порог “Валойне“
Сразу за островом. Много камней. Проход по центру, а затем левее, в центре на основной струе не видный с воды обливной камень. За порогом на левом берегу стоянка. Просмотр по левому берегу (Не обязателен).
0.2
Порог  “Сарикоски“ 1
Над порогом ЛЭП. Слив чистый. Просмотр с правого берега (не обязателен). Высокие мощные валы (~1 м). Вход в слив, далее левее валов.
1.8
Порог  “Сарикоски“ 2
Справа от порога – остров с баней. В большую воду мощные валы, бочки. Проход справа.
0.5
Порог “Кумио“
За 200м до порога река поворачивает вправо и, упираясь в скалы, образует плес. Затем узкой протокой уходит влево. Просмотр слева. Порог двухкаскадный. Первый каскад - слив, небольшие бочки, валы - проход спарва. Второй каскад - прижим к правому берегу, высокие валы, сужение - проход слева. На левом берегу стоянки. Катание плохое, так как затруднен занос судов.
2
Порог под автомобильным мостом
в нашу воду был залит
11
д. Улялега
На левом берегу реки.
0.5
д. Соддер
На правом берегу реки. Через реку пешеходный мост. Мост проходится слева, перетаскивая суда (есть место без перил). Через 300м после моста справа приток, на обоих берегах которого (поднявшись) стоят магазины. Хлеб завозят во вторник, четверг и пятницу.
0
оз. Шотозеро
Большое озеро, волны, ветер. Прежде чем входить в озеро, лучше узнать направление ветра. Нам повезло - ветер был попутный, благодаря ему пересекли озеро за 40 минут. Стоянок на озере мало.
4
пос. Новые Пески
Проход по озеру вдоль левого берега. Можно встать на полуострове, отделенном от материка болотом. Оттуда выход между домами прямо да дорогу, по ней 30 минут на восток до станции.
4
Во время движения и на просмотрах все участники были в касках, спасжилетах (>15л) и защитных костюмах. В нашу высокую воду сложность представляли пороги Сизовский и Кеняйкоски их сложность не превышает 3кс для катамаранов. Они практически не просматриваются с воды, так что их лучше предварительно разведать с берега. Нами были предварительно просмотрены пороги: Сизовский (ПБ), Кеняйкоски (ЛБ), Кумио (ЛБ). Оверкилей и аварий в походе не было.

Экскурсия на остров Кижи.
Кижи - остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек.
Трансфер на остров из Петрозаводска на сегодняшний день осуществляет только ООО «Турхолдинг «Карелия». Теплоход на подводных крыльях "Метеор" доставляет на остров за 1ч 15мин. Билеты туда-обратно стоят 1890р (945 для ребенка 5-12лет). Также придется заплатить по 130р за вход в музей-заповедник. Мы бронировали билеты по телефону заранее. Более подробно о музее-заповеднике рекомендую почитать и посмотреть на официальном сайте острова Кижи. Нам очень повезло с погодой (в 1995 году я попал на Кижи в +11, был дождь с сильнейшим ветром). За 3 часа, отведенных на посещение острова можно обойти основные памятники. Рекомендую арендовать на входе велосипеды. Это позволит съездить в дальнюю и малопосещаемую часть острова. На острове спрятан геокэшерский тайник.

Смета расходов.
Поход получился не очень экономичный, поскольку билеты на катер до о. Кижи весьма дороги. Однако впечатления, которые мы там получили, вкупе с прекрасной погодой 15.06 окупают траты с лихвой. Все расходы производились в рублях.
Статья расходов
На человека
На группу из 4 человек
Ж.д. билеты Москва - Петрозаводск - Москва
1950
7800
Машина до Шуи
750
3000
Поезд Новые Пески - Петрозаводск
204
816
Билеты на "Метеор" до о. Кижи
1890
7560
Входной билет в музей-заповедник
130
520
Питание в Петрозаводске
500
2000
ИТОГО
5424р
21696р


Выводы и рекомендации.
Нам удался прекрасно сбалансированный и несложный поход квазиматрасного типа при хорошей погоде. Маршрут идеально подходит для первого знакомства с природой Карелии. Маршрут оптимален для детских групп. Много отличных стоянок. В большую воду пороги на порядок интересней, чем летом. Почти на всех порогах возможно устроить тренировочные катания. Хорошая погода позволила нам даже купаться. Стоит рекомендовать купаться в сплавной обуви, поскольку на дне все еще много топляка. К минусам прохождения Шуи в июне стоит отнести: отсутствие грибов и ягод, обилие комаров, большую протяженность плесов.

Картографические материалы.
В походе использовались растровые карты ГШ масштаба 1:50000 и 1:100000 с ресурса MAPSTORE.
Список необходимых листов на все течение Шуи от истока:
  1. p36-065_066
  2. p36-077_078 (p36-078-1_2, p36-078-3_4)
  3. p36-079_080
  4. p36-081_082
С помощью утилиты для OziExplorer MAPMerge была склеена растровая карта масштаба 1:50000. На основе перечисленных листов средствами программы GPSMapEdit с дополнениями Михаила Сотина была нарисована векторная схема маршрута, которая была закачана в формате .img в GPS навигатор Garmin Vista HCx. Ввиду простоты ориентирования, GPS нами использовался только для сохранения важных путевых точек. Также у нас были схемы Шуи с отмеченными порогами масштаба 1:100000 взятой из библиотеки Московского городского центрального туристского клуба, которой мы пользовались в 2001 году. Ими пользоваться оказалось удобней.