Приводить в данном отчете лоцию Воньги не имеет смысла - маршрут настолько известен, что существует масса подробных лоций. Мы пользовались
лоцией И.А.Кузнецова. Изначально планировался маршрут по Энгозеру и подъему от Пильдозера по Верхней Куземке до шоссе с последующим переездом на Кузему или же с подъемом до Верхнего Кумозера, волоком на Нижнее Кумозера и спуску по Куземе до железной дороги.
Пройденный же в итоге маршрут был намечен, как запасной. Однако, в силу того, что год был очень маловодный, у нас не было шансов на легкий подъем вверх по Верхней Куземке из Пильдозера даже до шоссе. Низкий уровень воды сильно усложнил прохождение маршрута. Появившиеся в великом множестве мелкие перекаты на Воньге были проходимы только одним гребцом или требовали проводки, что отняло много сил у участников.
Пройденный маршрут является классическим для Карелии. Он сочетает в себе продолжительную озерную часть, несложные локальные пороги, возможные волоки и завершающий морской переход до ст. Кузема. Все это вкупе с рыбалкой, ягодами и грибами, а также, если, повезет, хорошей погодой, оставляют самые приятные впечатления для начинающих водников. Гнус, встречный ветер, возможная сырая и холодная погода только добавят трудностей, о которых будет приятно вспоминать дома и позволят считать пройденный несложный с технической точки зрения маршрут серьезным большим путешествием.
Следует заметить, что КНБ и особенно надувные байдарки предпочтительней использовать на Воньге нежели катамараны в силу большого числа озерных участков. Сложная береговая линия озер требует определенных навыков ориентирования и хороших карт. Организация возможных волоков должна быть серьезно продумана.
Несмотря на то, что единственный населенный пункт на маршруте - Энгозеро, стоит быть осторожным и не разбрасывать вещи по стоянкам. Случаи воровства в этих местах не редкость.
Выброска со ст. Воньга осложняется единственной в день электричкой Лоухи - Кемь. Стоит заранее узнать расписание.
Морской переход по Белому морю из губы Воньга в губу Домашнюю, несмотря на небольшую протяженность, может оказаться серьезным и опасным предприятием, которое следует продумать заранее. Полезно знать "расписание" приливов/отливов.