на главную -- библиотека -- о сайте

Система Orphus

ШУЯ ЮЖНАЯ 2001

Верхняя часть маршрута до д. Новые Пески пройдена повторно в июне 2009 года.
ФОТОГРАФИИ

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Поход этот можно считать первым категорийным мероприятием в моей околоводной карьере. Именно поэтому, он необычайно памятен и впечатления, полученные тогда не меркнут в сравнении с более свежими, полученными на Кавказе, Алтае и в Саянах. Нет смысла, особенно по проествии 6 лет) писать подробную лоцию реки - ее легко найти в приведенных ниже источниках. Цель данного обзора значительно более скромная.
Немного статистики о маршруте и средстве сплава:
Категория сложности 2.
Число ходовых дней 8.
Дневок 1(стапель).
Длина пешей части: 4 км.
Длина водной части: 140 км.
Средство сплава: самодельный катамаран двойка - веретено, длина 4,1м, ширина 1.5м, объем 900л. Рама - деревянная - делали на месте. Общий вес баллонов: 10кг.
Участники:
Сеславин Андрей Игоревич (1951) - руководитель
Туристский опыт: Снежная (5у кат), Урсул (4у кат), Катунь (5у кат), Улуг-Баш - Баш-Хем (5у кат), Кара-Холь - Алаш (4р байд), Нюхча-Илекса-Вама-Водла (4р байд), Каргы - Балыктыг-Хем - Каа-Хем (5р байд), Чуя (5у байд), Катунь (5у байд), Ока (5у байд), Ципа (5у байд), Кантегир (5у байд), Алаш - Хемчик - Енисей (4у байд)

Сеславин Андрей Андреевич (1984) - участник
Туристский опыт: Волгуша (б.к. байд), Дубна (б.к. байд), Великая (1 кс байд, у)

Севрюков Олег Николаевич (1953) - участник
Туристский опыт: Дон (1 кс, байд, у), Воронеж (1 кс, байд, у)

Севрюков Константин Олегович(1983) - участник
Туристский опыт: Дубна (б.к. кат), Дон (1 кс, байд, у), Воронеж (1 кс, байд, у)

2. ЗАБРОСКА/ВЫБРОСКА

Маршрут приятен тем, что заброска и выброска практически идеальные. Схема "колесами в воду" легко осуществима. Мы выбрали не самый классический вариант заброски. Поездом на Костомукшу до ст. Хаутаваара, после чего еще около 4 км по шпалам до ж.д. моста через Шую. Удобное место для стапеля - поляна на ЛБ в 500м ниже по течению. Место для стапеля - прекрасное. Вокруг растет отличный березовый лес. Заброска была не самая простая. Поезд на Костомукшу отправлялся ночью. Пришлось весь день жить на вокзале в Петрозаводске. Зато удалось изучить город. Оптимальный вариант при старте от Хаутаваары - заброска до автомоста (в 0.6 км выше ж.д. моста) по шоссе от Петрозаводска. Расстояние порядка 150 км по приличной дороге - пустяк. Удобство такого варианта - налицо. Проблем с перевозчиками в наше время не будет.
Касательно заброски до Суоярви у меня нет полезных сведений. Проблем здесь явно больше: плавание по крупному озеру (этого можно и избежать, если ехать машиной), мелководная верхняя часть и т.п. На мой взгляд - такой вариант заброски все-таки подходит больше байдарочной группе. Его целесообразно использовать в высокую воду. Финиш, при недостатке времени можно устроить в северной части Шотозера, добравшись до станции Новые Пески.
Возможны и другие варианты завершения маршрута. Стандартный вариант - д. Матросы. Здесь на пороге Большой Толли проводятся каждый год разные соревнования - проблем с выброской не будет - есть автобусное сообщение с Петразаводском. Можно сойти и ниже (чем ближе к Петрозаводску, тем лешче найти транспорт). Мы завершили поход на ЛБ в поселке Бесовец в 500м выше автомоста через Шую. На этом же ЛБ около моста - автобусная остановка. Там мы поймали микроавтобус и за полчаса добрались до вокзала в Петрозаводске.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Вода была в августе 2001 года средняя. Все пороги, кроме Сизовского (просмотр по ПБ), основного слива Кеняйкоски (проводка вдоль ПБ), Кумио (просмотр по ПБ), проходились сходу. Основной слив Кеняйкоски был проведен по причине отсутствия страховки (мы шли только одним судном) и элементов снаряжения (ни у одного из участников не было ни спасжилета, ни каски, ни гидрокостюма и т.п.). Тем более, что для 3-х участников из 4-х - этот маршрут был первым категорийным походом. Особых проблем в порогах не было, благодаря грамотным действиям руководителя и капитана катамарана в одном лице (см. информацию о тур. опыте участников). Были отработаны основные приемы прохождения препятствий, в том числе, Кумио был намеренно пройден телемарком (очень впечатлило). Запомнились также затяжные шиверы в районе Киндасово и Бесовца.
Резюмирую по индивидуальному снаряжению. Спасжилеты нужны! Каски пригодятся, только в Кеняйкоски, да и то врядли. Гидры любого вида в таком походе будут, на мой взгляд, только лишними. Из обуви, я бы порекомендовал комбинацию кеды + неопреновые носки.
Стоит отметить, что прохождение данного маршрута на байдарках, при прочих равных, потребует от участников больших усилий и опыта, нежели на катамаранах (хотя категория сложности такая же). Мощные пороги Шуи, особенно в большую воду представляют существенную проблему для байдарок с неподготовленным экипажем. Чего стоит хотя бы памятная доска перед заходом в Кеняйкоски и большое количество элементов байдарочного каркаса после порога. Рыбаки каждый год вылавливают после мощных порогов котлы и прочую снарягу. Во всех препятствиях разумней если и ставить страховку, то с воды ниже порога. Мелкие шиверы и перекаты могут оказаться фатальными для шкур байдарок.
Ни завалов, ни иных препятствий естественного происхождения, требующих обноса на реке нет. Единственным антропогенным препятствием является плотина в д. Игнойла, на месте падуна Дюгу. Обнос по ЛБ порядка 200м. Плотину слышно издалека, проблем с причаливанием нет никаких. Теоретически, любители экстрима, могут пытаться прыгнуть одну-две ступени после плотины на каяке с тюленьего старта.
Немного об озерах. На нашем маршруте их было два - Шотозеро (15 км в длину и 5 в ширину) и Вагатозеро (практически круглое, диаметром 4-5 км). В Шотозеро мы вошли во второй половине дня. Проблем с ориентированием не было никаких. Ветер был несильный. Шли мы южным берегом. Ночевка была на мысу в районе притока. На второй день мы при полном штиле легко дошли до д. Салменица. Ориентир - высокий холм на восточном берегу. Отдохнув на пляже, двинулись вдоль берега и вошли в Шую. В д. Нижняя Салма - мост, под ним небольшой перекат. После перекуса мы начали форсировать Вагатозеро прямо по центру. Был очень сильный встречный ветер. Волны были порядка 1м. Двигаться вперед было весьма затруднительно. Мы потратили на пересечение озера порядка 3 часов!!! Заночевали на мысу на восточном берегу рядом с памятником студенту из Новгорода. От стоянки до Шуи порядка 1.5 км.

4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Маршрут, прежде всего, интересен тем, что содержит в себе в той или иной степени, все атрибуты настоящего водного путешествия, пусть и не в сложном с технической точки зрения виде. Есть и два озера, пересечение коротых, особенно в ветреную погоду, оставит массу воспоминаний, есть и небольшая и весьма напряженная для чайников, какими мы были, пешая часть, длинные плесы чередуются перекатами, шиверами и несколькими внушительными порогами (Сизовский, Кеняйкоски, Кумио, Б. Толли). Изюминка маршрута именно в сбалансированности этих природных объектов вкупе с хорошей рыбалкой, грибами (собирали рыжики и белые в огомных количествах) и ягодами (черники на южном берегу Шотозера было очень много). Что касается внешних факторов (мошка, возможные затяжные дожди, ненаселенка и т.п.), то все-таки для первого знакомства с Карелией, Южная ее часть - наиболее привлекательна.
Весенний маршрут по Шуе целесообразно осуществлять с верховьев или от мостов в Хаутавааре до Шотозера (лед обычно сходит в конце мая), либо по Нижней части (Матросы-Бесовец). Информации на этот счет у меня, к сожалению, нет. Первый вариант - очень приятен, если весна ранняя. Стоит отметить, что Шуя в весенее половодье может преподнести значительно больше сюрпризов, нежели летом. Поэтому с технической точки зрения, маршрут значительно более серьезный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас Карелии 1:200000 на сайте Михаила Афанасенкова.
2. Богатая коллекция топографических карт разного масштаба с удобной навигацией. Много 500 метровок Карелии.
3. Весьма подробная лоция, ориентированная преимущественно на байдарки.

::: Made with CoffeeCup : Web Design Software & Website Hosting :::
Hosted by uCoz